«У меня свой путик по грибы, по ягоды»: лес как локус деревенских нарративов и практик
Анастасия Алексеевна Коноваленко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-18
11:30 -
11:55
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассмотрены особенности дискурса деревенских жителей о поведении в лесу и о способах взаимодействия с пространством. В качестве материала исследования
привлечены интервью, по большей части собранные в ходе фольклорной экспедиции СПбГУ
2016 г. в Архангельской области. В результате было выявлено, что
поведение деревенских жителей в лесу зависит как от усвоенных ими в детстве норм и представлений о «правильном»
поведении, так и от индивидуального восприятия леса как объекта любви, площадки
для соревнования, места медитации или общения с умершими.
Тезисы
Доклад посвящен рассказам о деревенской практике собирания
грибов и ягод как одному из способов взаимодействия с пространством леса. Материалом
для доклада преимущественно послужили интервью, записанные в ходе
фольклорно-антропологической экспедиции 2016 г. в деревне Белощелье
(Лешуконский район, Архангельская область).
В деревенских нарративах лес является «страшным» местом и часто связывается с физической и метафизической опасностью. Между тем собирание грибов и ягод, как и охота, является неотъемлемой частью жизни в деревне, страхи же преодолеваются с помощью ряда запретительных и предписывающих норм. Почти каждый деревенский житель начинает ходить за грибами и ягодами ещё в детстве с кем-то из старших или с группой сверстников, от которых перенимает модели поведения в лесу. Постепенно вырабатывается ряд индивидуальных привычек и правил, направленных на то, чтобы обеспечить себе успех (в том числе прибегая к покровительству метафизических сил). Принципиальными моментами при сборе грибов и ягод могут оказаться место, компания, маршрут и различные варианты общения с «хозяевами» леса. Кроме того, из большинства интервью видно, что главным оказывается не сам процесс сбора грибов или ягод, а то, что происходит в лесу, помимо этого (страх или гордость за отсутствие страха, когда «скружал», обман соседа, воспоминания о подругах и т. д.). Отношения с лесом могут регламентироваться не только нормами и традиционными представлениями. Лес также может выступать как объект любви, площадка для соревнования, место медитации или общения с умершими.
В деревенских нарративах лес является «страшным» местом и часто связывается с физической и метафизической опасностью. Между тем собирание грибов и ягод, как и охота, является неотъемлемой частью жизни в деревне, страхи же преодолеваются с помощью ряда запретительных и предписывающих норм. Почти каждый деревенский житель начинает ходить за грибами и ягодами ещё в детстве с кем-то из старших или с группой сверстников, от которых перенимает модели поведения в лесу. Постепенно вырабатывается ряд индивидуальных привычек и правил, направленных на то, чтобы обеспечить себе успех (в том числе прибегая к покровительству метафизических сил). Принципиальными моментами при сборе грибов и ягод могут оказаться место, компания, маршрут и различные варианты общения с «хозяевами» леса. Кроме того, из большинства интервью видно, что главным оказывается не сам процесс сбора грибов или ягод, а то, что происходит в лесу, помимо этого (страх или гордость за отсутствие страха, когда «скружал», обман соседа, воспоминания о подругах и т. д.). Отношения с лесом могут регламентироваться не только нормами и традиционными представлениями. Лес также может выступать как объект любви, площадка для соревнования, место медитации или общения с умершими.