Поэтика портрета в лирике В. Я. Брюсова
Наталия Алексеевна Дровалёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
188
2017-04-19
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе проанализированы поэтические портреты,
выполненные В. Я. Брюсовым, и стихотворения, в которых возникают портретные
детали. Как правило, учеными рассматриваются исключительно женские стихотворные
портреты, за рамками исследования остаются отдельные портретные детали. Важным в ходе анализа оказывается тот факт, что созданный
портрет вбирает и частички автора-художника, становясь ретранслятором того, что
происходит в сознании писателя.
Тезисы
В докладе будут рассмотрены портретные
стихотворения В. Я. Брюсова. Из-под его пера вышло немало лирических
портретов, среди которых «живописный» портрет, т. е. предполагающий описание черт
внешности, практически не встречается.
Брюсов пытается создать не столько
характер, сколько воплощенное живое чувство. В этом отношении показателен
«Женский портрет» (1913), который являет собой портрет-воспоминание. Он обращен
к А. П. Татариновой, сотруднице журнала «Русская мысль». Акцент делается не
столько на внешности, сколько на передаче внутреннего мира героини. Некоторые
детали повторяются от строфы к строфе. Глазам здесь уделяется особое внимание. Брюсов
при создании женского портрета часто прибегает к сравнению с ребенком. Для него
молодость и чистота оказываются тем, что может рождать в портрете смех и милую
застенчивость. Но это не противоречит тому, что за детским обликом скрывается
страстная натура. Таким образом, составляется динамический портрет. Стоит отметить, что в брюсовской
лирике женский портрет занимает ведущее место и требует подробного рассмотрения
с привлечением биографических материалов.
Мужские портретные стихотворения Брюсова
требуют отдельного серьезного рассмотрения, поскольку живописное начало в них
еще более стерто. Как правило, это динамические портреты-впечатления, где
возникает противопоставление лица и маски, которое ведет за собой вопрос истинности
(на протяжении долгого времени волновал Брюсова). В данном отношении
показательно стихотворение «Портрет» (1912). Можно предположить, что в
стихотворении Брюсов изобразил себя. Он увлекался морфином, имел успех у женщин
и был «одиноким мечтателем», холодным и равнодушным к людям (или хотел таким
казаться). Л. А. Колобаева разрабатывает
понятие «поэтического автопортрета» на материале творчества И. А. Бродского.
Она указывает на то, что, подобно автопортрету в живописи, где художником через
изображение внешности освещаются внутренний мир, психология творца,
стихотворение превращается в духовную автобиографию поэта. В таком жанре должны
отсутствовать, по мнению Колобаевой, отсылки к поэтическому творчеству автора,
иначе стихотворение можно отнести к жанру памятника. Действительно, в
стихотворении Брюсова прослеживается духовная биография поэта, в которой он
признается в своем одиночестве.
Кроме того, в стихотворения, связанные с
различными мифологиями («Сны человечества»), Брюсов также вводит импрессионистические портретные
детали.