Метафоры, которыми живет студент
Наталья Николаевна Опалева
Докладчик
студент 2 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
Анна Андреевна Зарубалова
Докладчик
студент 2 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
Анна Геннадьевна Викулова
Докладчик
студент 2 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
184
2017-04-19
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен современному образовательному дискурсу. В
частности, в нем рассматриваются метафоры, которые используются в речи
преподавателей и студентов вузов, а также выделяются тематические
группы и определяется роль данных метафор в качестве когнитивного феномена.
Тезисы
Метафора, с когнитивной точки зрения,
представляет собой наиболее яркий дискурсивный феномен, отображающий
языковые явления в их связи с познавательной деятельностью человека.
Отличительным свойством человеческого мышления является способность
осмыслить явления одного рода в терминах явлений другого, то есть его
метафоричность. Метафоры стали частью ежедневного общения студентов,
преподавателей и исследователей, которые нередко перестают замечать, что
используют их в своей речи. Что касается классификации метафор, она
различается от автора к автору. В данной работе были проанализированы
метафоры из образовательного дискурса — собранные на лекциях и
семинарах в различных вузах.
Анализ материала позволил выделить несколько тематических групп. Наиболее частотные метафоры, собранные на лекциях, входят в группу «Метафоры физического движения». Данная группа включает несколько подгрупп: такие как «Движения руками» (раскрыть данную тему, взять пример), «Движения ногами» (гнаться за первым местом, лекция шла два часа), «Движения в каком-то направлении» (двигаться по пути развития, ВУЗ стремится к ежегодному росту), «Движения вокруг / около чего-то» (переходить на новый учебник, обходить важные темы), «Борьба, трудности, препятствия» (сталкиваться с трудностями, бороться за баллы), «Опущение» (опускать факт, упустить некоторые моменты), «Погружение» (погружаться в тему, впадать в восторг), «Течение» (отсюда вытекает основное противопоставление), «Объединение» (проблема объединяет множество наук), «Связывание» (темы тесно переплетаются между собой).
Не менее частотной является группа «Биологические метафоры», в её состав входят такие подгруппы, как «Зарождение» (данное исследование подготовило почву для...), «Рост и развитие» (взращивать молодые кадры).
Также были выделены группы: «Речевое сообщение» (обращаться к теме, ВУЗ заявляет), «Зрительное восприятие» (рассматривать проблему, это обстоятельство показывает), «Количество» (кусок темы, банк знаний, армия студентов). В отдельную группу были отнесены метафоры, описывающие «жизнь» книги (книга выходит в свет, книга ищет своего читателя).
Некоторые метафоры не составили определенную группу и требуют дальнейшего изучения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: наиболее частотной группой метафор академического дискурса являются метафоры физического движения. Это может быть обосновано стремлением и студента, и преподавателя к получению новых знаний, то есть их движением по пути развития, что в свою очередь порождает невольное, но частое использование именно метафор физического движения.
Анализ материала позволил выделить несколько тематических групп. Наиболее частотные метафоры, собранные на лекциях, входят в группу «Метафоры физического движения». Данная группа включает несколько подгрупп: такие как «Движения руками» (раскрыть данную тему, взять пример), «Движения ногами» (гнаться за первым местом, лекция шла два часа), «Движения в каком-то направлении» (двигаться по пути развития, ВУЗ стремится к ежегодному росту), «Движения вокруг / около чего-то» (переходить на новый учебник, обходить важные темы), «Борьба, трудности, препятствия» (сталкиваться с трудностями, бороться за баллы), «Опущение» (опускать факт, упустить некоторые моменты), «Погружение» (погружаться в тему, впадать в восторг), «Течение» (отсюда вытекает основное противопоставление), «Объединение» (проблема объединяет множество наук), «Связывание» (темы тесно переплетаются между собой).
Не менее частотной является группа «Биологические метафоры», в её состав входят такие подгруппы, как «Зарождение» (данное исследование подготовило почву для...), «Рост и развитие» (взращивать молодые кадры).
Также были выделены группы: «Речевое сообщение» (обращаться к теме, ВУЗ заявляет), «Зрительное восприятие» (рассматривать проблему, это обстоятельство показывает), «Количество» (кусок темы, банк знаний, армия студентов). В отдельную группу были отнесены метафоры, описывающие «жизнь» книги (книга выходит в свет, книга ищет своего читателя).
Некоторые метафоры не составили определенную группу и требуют дальнейшего изучения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: наиболее частотной группой метафор академического дискурса являются метафоры физического движения. Это может быть обосновано стремлением и студента, и преподавателя к получению новых знаний, то есть их движением по пути развития, что в свою очередь порождает невольное, но частое использование именно метафор физического движения.