Игра в сновидения: раскрытие приёмов чешского сюрреализма в фильме Я. Шванкмайера «Něco z Alenky»
Дарья Сергеевна Лакомова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
4-У
2017-04-18
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается первый
полнометражный анимационный фильм Я. Шванкмайера, созданный по мотивам сказки Л.
Кэрролла «Алиса в Стране чудес», как воплощение идей и центральных методов
чешского сюрреализма. Посредством анализа кинотекста были найдены соответствия
между системой визуальных образов и главными эстетическими установками и
практиками членов группы пражских сюрреалистов «Surrealistická skupina», сложившимися
к 1980-м гг.
Тезисы
Первый полнометражный фильм Я. Шванкмайера
(род. 1934,
Švankmajer) «Кое-что из Алисы» («Něco z Alenky»), выпущенный в
1987 г., представляет собой сюрреалистическое прочтение ряда образов сказки
Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» («Alice’s Adventures in Wonderland»).
Посредством анализа созданного визуального пространства представляется
возможным установить соответствие между отдельными компонентами фильма и
ключевыми понятиями и методами пражской группы сюрреалистов «Surrealistická skupina» и обосновать место
картины в национальной культуре.
С середины шестидесятых годов среди чешских сюрреалистов усматривается наиболее активная тенденция обращения к темам сна и галлюцинаций. С этой точки зрения выбор произведения Кэрролла в качестве основы визуальной фантазии видится неслучайным. Однако, в отличие от оригинального текста, пространство в картине Шванкмайера нельзя однозначно разделить на реальность и сновидение, так как на образном уровне происходит их взаимопроникновение. В начале фильма рот девочки, выступающий в роли рассказчика, произносит: Вы должны закрыть глаза, иначе вы ничего не увидите. Это намекает зрителю на то, что весь фильм — пересказ сна с участием девочки Аленки, что напоминает одну из основных техник сюрреалистов — запись сновидений (Йиндржих Штирский, Милан Направник и др.).
По мнению теоретика сюрреализма В. Эффенбергера, игра наряду со сном явилась наиболее значимым для чешской традиции понятием. Игра как метод заключает в себе деконструкцию реальных связей. Постоянный мотив смены роли вещей, трансформация «Я» главной героини, создание качественно иного мира в процессе игры воображения, повторы — все эти элементы вписываются в рамки игрового метода. Немаловажно и то, что функциональному изменению подвергаются только окружающие героиню предметы повседневности (напр., в роли белого кролика предстаёт чучело зайца, шляпник и мартовский заяц — игрушки Аленки, гусеница на грибе — носок на грибке для штопки), что подчёркивается режиссёром в первых сценах фильма при помощи крупных планов. Бытовой аспект отсылает к практике коллективных игр членов группы «Surrealistická skupina», в процессе которых поэты и художники стремились через смену точки зрения вербально или визуально зафиксировать эфемерные фантазии, возникающие при взгляде на обыденные явления.
Таким образом, в фильме «Něco z Alenky» видится последовательное воплощение Шванкмайером компонентов эстетики и основных методов чешского сюрреализма и также, вероятно, результат своего рода интерпретационной игры, задачей которой была деконструкция сложившегося в культурной традиции образа Страны чудес.
С середины шестидесятых годов среди чешских сюрреалистов усматривается наиболее активная тенденция обращения к темам сна и галлюцинаций. С этой точки зрения выбор произведения Кэрролла в качестве основы визуальной фантазии видится неслучайным. Однако, в отличие от оригинального текста, пространство в картине Шванкмайера нельзя однозначно разделить на реальность и сновидение, так как на образном уровне происходит их взаимопроникновение. В начале фильма рот девочки, выступающий в роли рассказчика, произносит: Вы должны закрыть глаза, иначе вы ничего не увидите. Это намекает зрителю на то, что весь фильм — пересказ сна с участием девочки Аленки, что напоминает одну из основных техник сюрреалистов — запись сновидений (Йиндржих Штирский, Милан Направник и др.).
По мнению теоретика сюрреализма В. Эффенбергера, игра наряду со сном явилась наиболее значимым для чешской традиции понятием. Игра как метод заключает в себе деконструкцию реальных связей. Постоянный мотив смены роли вещей, трансформация «Я» главной героини, создание качественно иного мира в процессе игры воображения, повторы — все эти элементы вписываются в рамки игрового метода. Немаловажно и то, что функциональному изменению подвергаются только окружающие героиню предметы повседневности (напр., в роли белого кролика предстаёт чучело зайца, шляпник и мартовский заяц — игрушки Аленки, гусеница на грибе — носок на грибке для штопки), что подчёркивается режиссёром в первых сценах фильма при помощи крупных планов. Бытовой аспект отсылает к практике коллективных игр членов группы «Surrealistická skupina», в процессе которых поэты и художники стремились через смену точки зрения вербально или визуально зафиксировать эфемерные фантазии, возникающие при взгляде на обыденные явления.
Таким образом, в фильме «Něco z Alenky» видится последовательное воплощение Шванкмайером компонентов эстетики и основных методов чешского сюрреализма и также, вероятно, результат своего рода интерпретационной игры, задачей которой была деконструкция сложившегося в культурной традиции образа Страны чудес.