Образ Ван Гога в русской поэзии середины 1950-х — 1980-х гг.
Анита Вячеславовна Падалка
Докладчик
студент 3 курса
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
188
2017-04-20
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются — с точки зрения диалога искусств и теории интермедиальных отношений — образы и мотивы русской поэзии сер. 1950-х — 1980-х гг., связанные с Ван Гогом. К исследованию привлечены стихотворения А. Тарковского, А. Кушнера, Е. Рейна, Л. Губанова, О. Мишина, в которых упоминается сам художник (биографический миф) или его картины (экфрастические элементы). В результате в текстах выявлены различные диалогические связи: между поэтом и художником, поэтом и читателем, поэтом и произведением искусства.
Тезисы
Взаимоотношения литературы и живописи неоднократно становились предметом исследования в работах о диалоге и синтезе искусств (Дмитриева Н. Изображение и слово, 1962; сборник статей «Литература и живопись, 1982 и т. д.) и в последние годы в исследованиях интермедиальных отношений (Hansen-Löve, Irina O. Rajewsky, Н. В. Тишунина). Вопрос о Ван Гоге в русской поэзии был инициирован в статье А. А. Журбина «Автор и его герой в стихотворении Л. Губанова “Ван Гог”» 2005 г. и в статье К. В. Загородневой «Поэтический “диалог перед картинами” Ван Гога: А. Тарковский, А. Кушнер, Е. Рейн» 2014 г. Этот ряд текстов можно продолжить. В нашем исследовании мы обращаемся кроме прочего к стихотворению карельского поэта О. Мишина «Ван Гог ботинки рисовал…» (1985) и к стихотворению Л. Губанова «Ван Гог» (1969 ). Если обратиться к литературным текстам, можно выделить два типа отсылок:
1. к сюжетам картин Ван Гога (так, О. Мишин в своем стихотворении обращается к часто изображаемой вещи Ван Гогом — ботинкам);
2. к биографическому мифу (упоминание Библии в тексте Л. Губанова связано с религиозной стороной жизни Ван Гога).
Интерес к Ван Гогу мог быть спровоцирован в 1960-е гг. изданием писем Ван Гога к брату Тео. Ознакомившись с письмами, поняв и прочувствовав тонкую и ранимую душу художника, поэты-шестидесятники по-разному передали свои эмоции и свое отношение к нему в своих произведениях. Писатели разными способами изображают Ван Гога в своих текстах: пытаются понять художника и его мысли посредством риторических вопросов; оживляют полотна, описывая их через призму своего видения (экфрасис). Магистральной темой, объединяющей этот литературный материал, является тема не признанного при жизни таланта художника и обусловленного этим обстоятельством чувства глубокого одиночества.
1. к сюжетам картин Ван Гога (так, О. Мишин в своем стихотворении обращается к часто изображаемой вещи Ван Гогом — ботинкам);
2. к биографическому мифу (упоминание Библии в тексте Л. Губанова связано с религиозной стороной жизни Ван Гога).
Интерес к Ван Гогу мог быть спровоцирован в 1960-е гг. изданием писем Ван Гога к брату Тео. Ознакомившись с письмами, поняв и прочувствовав тонкую и ранимую душу художника, поэты-шестидесятники по-разному передали свои эмоции и свое отношение к нему в своих произведениях. Писатели разными способами изображают Ван Гога в своих текстах: пытаются понять художника и его мысли посредством риторических вопросов; оживляют полотна, описывая их через призму своего видения (экфрасис). Магистральной темой, объединяющей этот литературный материал, является тема не признанного при жизни таланта художника и обусловленного этим обстоятельством чувства глубокого одиночества.