Самоидентификация в эпистолярном наследии А. К. Толстого как форма авторского самоопределения (лексико-семантический аспект)
София Андреевна Кузнецова
Докладчик
студент 3 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
195
2017-04-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Письма А. К. Толстого
являются не только произведениями, представляющими художественную ценность, но и источником информации о
художественном мировидении писателя. Мы классифицировали ключевые лексемы в эпистолярном наследии А. К. Толстого,
воплощающие словесный автопортрет автора и отражающие самоидентификацию поэта
и его мировоззренческие позиции.
Тезисы
А. К. Толстой — представитель
позднего русского романтизма в историко-литературном процессе XIX
столетия. Потомкам Толстой оставил не только драматические и
лирические произведения, но и эпистолярное наследие — важнейший документальный
материал для изучения его жизни и творчества. Письма Толстого являются
источником
информации о его художественном мировидении.
Целью исследования
являлось определение круга ключевых лексем (в дальнейшем — КЛ), составляющих словесный автопортрет Толстого. Мы опирались
прежде всего на самономинацию автора, входящую в лексическое окружение
местоимений «я» и «мой/моя/моё/мои». Собранный материал отражен в многоступенчатой классификации лексем-самоидентификаторов.
1. КЛ с семантикой
«Характеристика личности».
Здесь, по нашему
мнению, целесообразно выделить подпункты: 1) внешность («…Я же пойду в саперы,
чтобы не брить бороду») и 2) черты
характера («Характер у меня — с надрывом,
он чувствителен к малейшему
прикосновению, но мелочности в нем нет…»).
2. КЛ с семантикой
«Характеристика мировоззрения».
Ко второму пункту мы
отнесли лексемы, выражающие: 1) нравственные основы («…если я не смогу остаться
честным человеком на этом месте, я уйду во что бы то ни стало, хоть напролом!»,
«Мой ум медлен и находится в под влиянием моих страстей, но он справедлив…»,
«Я всегда предвидел большую способность самоотвержения,
— но во имя чего?..»); 2) взгляды на искусство («Я родился художником», «Но в моей личной жизни я хочу жить искусством и во имя искусства»); 3) взгляды на политику («Я
никогда не мог бы быть ни министром, ни
директором департамента, ни губернатором», «Я не чиновник, а художник»).
Кроме того, имеют место
лексемы, характеризующие национальную принадлежность Толстого (я малороссиянин, я славянин). Несколько
более распространенными являются лексемы, характеризующие состояние
души поэта, его настроение (мне грустно,
все мое существо растерзано, моя натура возмущается) и его трепетное
отношение к жене (я в гораздо большей мере — ты, чем — я сам;
никто, кроме тебя, не может меня исцелить).
Таким образом, лексико-семантическое
исследование эпистолярного наследия А. К. Толстого позволяет утверждать, что
поэт и драматург оставил потомкам полную характеристику своей личности, своего
мировоззрения и миропонимания. Не имея особой цели вознести свою личность, он
сам охарактеризовал себя как человека поистине интеллигентного, честного,
справедливого, порядочного, любящего всем сердцем любое проявление искусства и
воспевающего его в каждом своем слове.