XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Чарльз Спенсер Чаплин и его «антикапиталистические» фильмы

Мария Андреевна Кудрявцева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2017-04-20
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Чаплиновский образ Маленького бродяги представлял нищего человека, пытавшегося выжить в современной ему действительности. Окружающий мир жесток, все обитатели этого мира алчны и эгоистичны. Подобная обрисовка сюжета присутствовала во многих картинах мастера. На наш взгляд, ярче всего она проявилась в таких фильмах, как «Иммигрант» (1917), «На плечо!» (1918), «Новые времена» (1936) и «Великий диктатор» (1940). Доклад посвящён рассмотрению творчества Чаплина в ракурсе экономической политики и позволяет сделать вывод, были ли его картины действительно антикапиталистическими.  

Тезисы

Чарльз Спенсер Чаплин — по рождению англичанин, но карьера его сформировалась в США. Именно здесь он начал сниматься в своих первых короткометражных фильмах и впоследствии стал заниматься производством собственных кинокартин. Несмотря на это, Чаплин никогда не преклонялся перед американской идеологией. Цель доклада — рассмотреть творчество Чаплина  в ракурсе экономической политики и сделать вывод, были ли его картины  действительно  «антикапиталистическими».   
Образ «Маленького Бродяги» представлял собой нищего человека, постоянно пытавшегося выжить в современной ему действительности. Окружающий мир жесток, все обитатели этого мира алчны и эгоистичны. Подобная обрисовка сюжета присутствовала во многих картинах мастера. На наш взгляд, ярче всего она проявилась в таких фильмах, как «Иммигрант» (1917), «На плечо!» (1918), «Новые времена» (1936) и «Великий диктатор» (1940). 
Наиболее примечательна сцена в «Иммигранте»: на экране показана знаменитая Статуя Свободы  (как символ «свободной» страны), затем на толпу иммигрантов, будущих граждан, накидывают верёвку, что создаёт несоответствие между желаемым и действительным.
В первом, полностью политическом, фильме Чаплина «Новые времена» так называемый «Большой Босс» очень похож на Генри Форда, создателя конвейерного производства. Картина рассказывает о механизации  общества, где высшие достижения техники идут не на благо человека, а во вред ему. Именно в этом фильме героя Чаплина впервые обвиняют в «красной пропаганде»: Бродяга просто поднял красный флажок, упавший с грузовика, с целью вернуть его владельцам. После выхода антифашистского фильма «Великий диктатор» Чаплина стали открыто называть «коммунистом».