XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Застывшее сценическое движение: отражение практики «живых картин» в финальной сцене комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

София Олеговна Кулик
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

188
2017-04-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка детального анализа «немой» сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в контексте практики живых картин. Исследование истории живых картин в России, а также определение типологии и основных функций позволяет сравнить гоголевское финальное застывшее полотно с известными примерами tableaux vivants. Определяются ключевые различия в постановке и общепринятом для живых картин семиотическом «механизме узнавания» изображаемого сюжета. Основным выводом становится то, что Гоголь создает живую картину собственного текста, тем самым воплощает свою идею о синтезе в искусстве.

Тезисы

Основной задачей исследования является анализ финальной сцены окаменения в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в контексте практики живых картин. Необходимо рассмотреть, как Гоголь «переворачивает» привычный канон постановки, как он «прочитывает» это театрализованное представление в пространстве произведения. Важна многоплановость восприятия изображаемой «живой картины», которая запрограммирована авторской поэтикой. Эта многоплановость и есть ключевой пункт сравнения финальной сцены с практикой tableaux vivants.  В исследовании рассматривается немая сцена Гоголя с опорой на уже существующие работы Ю. Манна и М. Вайскопфа. Особый интерес представляет «формула онемения», главным элементом которой является «высшая степень страха». Работа отличается именно детальным сравнением гоголевского текста и аристократической практики. Основная гипотеза в контексте сравнения — в комедии, ровно как и в аристократической практике, соединяются развлечение и дидактика, воплощаемые в живой картине.  В докладе кратко воспроизводится история tableaux vivants в Российской империи, их типология и основные функции (от эстетической до политически-репрезентативной). Также прослежена эволюция и демократизация придворного салонного развлечения. В работе рассмотрено, как в комедии выстраивается живая картина и как запускается общепринятый для tableaux vivants «механизм узнавания». Картина сознательно разомкнута — автор не предлагает зрителям четкого образца и заставляет их самих искать подходящий пример. Предпринято сравнение отдельной «канонической» живой картины N и описания немой сцены из комедии «Ревизор».  Результатом исследования становится выделение сходств и ключевого различия — тотального «переосмысливания» природы живых картин. Основным выводом является то, что Гоголь изменяет традиционную смысловую константу на формальную, тщательно прописывая каждую позу, но лишая читателей единой трактовки. Таким образом, в работе рассматривается, как Гоголь создает живую картину собственного текста, «застывший» символ драмы.