Невод: сеть социальных отношений
Артём Евгеньевич Трофимов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-18
11:05 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются отношения в коллективе рыбаков-поморов, особенности которых задаёт совместное пользование неводом. Анализ строится на материале интервью, которые были собраны в течение фольклорно-антропологической экспедиции в д. Мелогора Архангельской области в 2016 г., а также на данных Фольклорного архива СПбГУ. Ключевым понятием, к которому так или иначе обращаются все информанты, является понятие «справедливость», восходящее к представлению о доле вклада и правах участников промысла, что воплощается в процессе дележа рыбы и совместном пользовании орудием лова.
Тезисы
Предметом настоящего
исследования стали рассказы о ловле рыбы неводом и дележе улова, собранные автором
в ходе собственного полевого исследования в Мезенском районе Архангельской
области.
Рыбная ловля с использованием невода — один из древнейших традиционных промыслов поморов Русского Севера. Специфические природные условия данного региона (суровый климат, широта и протяжённость рек, неплодородность почвы почвы и т. д.) естественным образом приводили местное население к использованию сложных инструментов промысла и, следовательно, к сплочению рыбаков в особые коллективы, поскольку пользование неводом в одиночку не представлялось возможным. Характер промысла (рыбацкой артелью в определённые сезоны) и «сложносоставный» инструмент (невод) задавали особенный тон отношениям внутри образовавшегося коллектива. Как отмечает Т. А. Бернштам в книге «Поморы», общинный лов приводил и к общинному владению орудиями лова, элементы чего, по моим наблюдениям, сохраняются в среде северных рыболовов и на сегодняшний день. Проанализировав данные Фольклорного архива СПбГУ и собственные полевые интервью с практикующими рыбаками об использовании невода в рыбацком коллективе и дележе улова, а также данные непосредственного наблюдения за практикой невожения, я заметил объединяющую роль инструмента промысла (невода) в отношениях между рыбаками в практиках.
Кроме того, анализ дискурса интервью показывает, что ключевым понятием, необходимым для осознания отношения самих рыбаков к сплочённости вокруг невожения, является понятие «справедливости». Как видится, в рыбацком коллективе это понятие возведено в принцип. Анализ интервью приводит к выводу, что в рыбацком дискурсе оно трактуется по преимуществу как равноправие, учёт деятельности каждого участника ловли и равномерное, в соответствии с данным принципом, распределение добычи.
Рыбная ловля с использованием невода — один из древнейших традиционных промыслов поморов Русского Севера. Специфические природные условия данного региона (суровый климат, широта и протяжённость рек, неплодородность почвы почвы и т. д.) естественным образом приводили местное население к использованию сложных инструментов промысла и, следовательно, к сплочению рыбаков в особые коллективы, поскольку пользование неводом в одиночку не представлялось возможным. Характер промысла (рыбацкой артелью в определённые сезоны) и «сложносоставный» инструмент (невод) задавали особенный тон отношениям внутри образовавшегося коллектива. Как отмечает Т. А. Бернштам в книге «Поморы», общинный лов приводил и к общинному владению орудиями лова, элементы чего, по моим наблюдениям, сохраняются в среде северных рыболовов и на сегодняшний день. Проанализировав данные Фольклорного архива СПбГУ и собственные полевые интервью с практикующими рыбаками об использовании невода в рыбацком коллективе и дележе улова, а также данные непосредственного наблюдения за практикой невожения, я заметил объединяющую роль инструмента промысла (невода) в отношениях между рыбаками в практиках.
Кроме того, анализ дискурса интервью показывает, что ключевым понятием, необходимым для осознания отношения самих рыбаков к сплочённости вокруг невожения, является понятие «справедливости». Как видится, в рыбацком коллективе это понятие возведено в принцип. Анализ интервью приводит к выводу, что в рыбацком дискурсе оно трактуется по преимуществу как равноправие, учёт деятельности каждого участника ловли и равномерное, в соответствии с данным принципом, распределение добычи.