Гностические мотивы в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада»
Вэйци Лян
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-19
12:30 -
12:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе предлагается анализ ряда мотивов
(онирических, телесных, двойничества) в повести М. А. Булгакова
«Дьяволиада», связанных с гностической традицией. Наблюдения над мотивной
структурой повести позволяют найти новый ракурс в понимании авторской
философской позиции.
Тезисы
О наличии гностических мотивов в творчестве М. А. Булгакова писали многие исследователи, однако основное внимание
уделялось роману «Мастер и Маргарита». Хотя влияние гностической философии обнаруживается
и в повести «Дьяволиада», она в этом аспекте еще не рассматривалась, чем обусловливается актуальность данной работы.
По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала материальный мир согласно гностицизму несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести создается автором подобный несовершенный мир: пространство сна, лабиринта, ночи, темноты, тумана, мутного света — промежуточное пространство, в котором канцелярско-бюрократическая жизнь сливается с демоническим кошмаром, смешиваются реальность и ирреальность, реализуется коллизия яви — сна. Пограничный характер пространства выражается в ряде онирических мотивов. Онирическое состояние героя выражается в мотиве бреда, безумия.
Потеря границы мира реального и ирреального также эксплицирована в ряде телесных мотивов: мотива бесконечных подмен тела, исчезновения тела, усечения и ущербности тела, раздвоения и размножения, трансформаций и метаморфозы тела, в которых выражается авторское недоверие телесному. Это связано с положением гностиков, различающих дух и плоть, о том, что исправление несовершенства материального мира осуществляется лишь путем избавления от телесности. Понимая свободу как освобождение от плоти, автор «спас» своего героя небытием — смертью.
Для гностиков важно рассуждение об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, что в повести находит отражение в мотиве двойничества. В повести двойниками являются не только близнецы Кальсонеры, но и Коротков, имеющий два начала –– добра и зла.
Таким образом, с помощью включения в структуру повести гностических мотивов была имплицитно выражена авторская философская позиция.
По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала материальный мир согласно гностицизму несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести создается автором подобный несовершенный мир: пространство сна, лабиринта, ночи, темноты, тумана, мутного света — промежуточное пространство, в котором канцелярско-бюрократическая жизнь сливается с демоническим кошмаром, смешиваются реальность и ирреальность, реализуется коллизия яви — сна. Пограничный характер пространства выражается в ряде онирических мотивов. Онирическое состояние героя выражается в мотиве бреда, безумия.
Потеря границы мира реального и ирреального также эксплицирована в ряде телесных мотивов: мотива бесконечных подмен тела, исчезновения тела, усечения и ущербности тела, раздвоения и размножения, трансформаций и метаморфозы тела, в которых выражается авторское недоверие телесному. Это связано с положением гностиков, различающих дух и плоть, о том, что исправление несовершенства материального мира осуществляется лишь путем избавления от телесности. Понимая свободу как освобождение от плоти, автор «спас» своего героя небытием — смертью.
Для гностиков важно рассуждение об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, что в повести находит отражение в мотиве двойничества. В повести двойниками являются не только близнецы Кальсонеры, но и Коротков, имеющий два начала –– добра и зла.
Таким образом, с помощью включения в структуру повести гностических мотивов была имплицитно выражена авторская философская позиция.