К вопросу о комическом
Екатерина Олеговна Фарран
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-A
2017-04-20
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается комическое как относительно объективная категория,
выступающая в качестве стимула для смеха (реакция). Смех возникает при определенных
условиях (когнитивных, психофизиологических, этических, языковых); комическое в
художественном тексте реализуется в виде наложения фреймов, причем один из них
должен эксплицитно присутствовать в тексте, а другой (другие) может содержаться в когнитивной базе пишущего / читающего.
Тезисы
Целью исследования является попытка
проанализировать функционирование категории комического в художественном
тексте. В ходе исследования была рассмотрена
теоретическая составляющая категории комического, а именно попытки различных
ученых (начиная с Аристотеля и заканчивая современными исследователями) определить комическое.
В процессе исследования было определено, что комическое и смешное соотносятся между собой как стимул и реакция; были выявлены условия (когнитивные, психофизиологические, языковые, этические), при которых комическое вызывает имплицитную или эксплицитную реакцию. В качестве материала были рассмотрены юмористические тексты художественной литературы XX века, в которых комическое реализуется на семантическом уровне, а не в языковой игре.
Комическое, основанное на семантическом несоответствии, рассматривается нами как наложение несоответствующих друг другу фреймов, в частности, в результате наложения двух или более различных фреймов, которые в определенном смысле противопоставлены друг другу, а также соотносятся с самим текстом, несущим комический эффект.
В результате исследования были выделены 3 типа наложения фреймов:
В процессе исследования было определено, что комическое и смешное соотносятся между собой как стимул и реакция; были выявлены условия (когнитивные, психофизиологические, языковые, этические), при которых комическое вызывает имплицитную или эксплицитную реакцию. В качестве материала были рассмотрены юмористические тексты художественной литературы XX века, в которых комическое реализуется на семантическом уровне, а не в языковой игре.
Комическое, основанное на семантическом несоответствии, рассматривается нами как наложение несоответствующих друг другу фреймов, в частности, в результате наложения двух или более различных фреймов, которые в определенном смысле противопоставлены друг другу, а также соотносятся с самим текстом, несущим комический эффект.
В результате исследования были выделены 3 типа наложения фреймов:
- оба фрейма эксплицитно присутствуют в тексте;
- не соответствуют друг другу фреймы, включающие представление о событии и описание фона;
- один фрейм представлен в тексте эксплицитно, а другой имеет место лишь в когнитивной базе воспринимающего.