XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Воронежские тетради» О. Э. Мандельштама как художественное целое

Елизавета Владимировна Зуева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-04-19
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрено, каким образом организуется художественная целостность трех «Воронежских тетрадей» О. Э. Мандельштама. Основное внимание уделяется анализу общих для трех «Тетрадей» образов и мотивов, который к тому же должен помочь определить особенности поэтики «Воронежских тетрадей». 

Тезисы

1. Цель выступления — доказать, что «Воронежские тетради» представляют собой единое художественное целое. Художественная целостность «Воронежских тетрадей» достигается посредством циклизации. Значимыми для данного исследования будут признаки лирического цикла, которые выделяет Л. Е. Ляпина (см.работы «Русские литературные циклы (1840—1860 гг.)», «Циклизация в русской литературе XIX века» и др.). Это такие признаки, как: «авторская заданность композиции», «одноцентренность», т. е. смысловое единство, содержание которого поддерживают общие темы и мотивы, «лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле; лирический сюжет», т. е. выражение чувств лирического субъекта, которое передается с помощью развития тех или иных мотивов.  2. Одним из средств циклизации в «Воронежских тетрадях» является особая организация категории пространства. В «Первой» и «Второй» «Тетрадях» значимым становится образ земли. Очевидно, что лирический субъект, уставший от земли, которая кажется ему бескрайней, ищет способ освоить пространство — и находит только в «Третьей тетради», где избавляется от ощущения несвободы, связанного с нахождением в пределах пространства земли, находит спасение в устремлении к метафизическому небесному пространству, становящемуся его идеалом. Можно утверждать, что эта категория связана с системой ценностей лирического субъекта.  3. Со сменой мироощущения и ценностей лирического «я» связаны также мотивы неволи, несвободы, речи / говорения и жизни / смерти, звучащие во всех трех «Тетрадях». В «Первой» и «Второй» «Тетрадях» лирический субъект ощущает свою несвободу, которую в «Третьей тетради» сменяют чувство внутренней свободы, радость ее осознания. В «Первой» и «Второй» «Тетрадях» постоянно звучит мотив смерти. Но по мере того как меняется миросозерцание лирического «я», в «Третьей тетради» чувствующего внутреннюю свободу, также начинает звучать мотив утверждения жизни. Содержание мотива речи тоже меняется: в «Первой» и «Второй» «Тетрадях» лирический субъект ясно ощущает невозможность произнести свое слово. Поскольку в «Третьей тетради» звучит мотив принятия жизни, то лирический субъект чувствует, что должен сказать то, что хочет. Это позволяет проследить, как меняется лирическое «я», его мировоззрение и как данные изменения превращаются в лирический сюжет — важный признак художественных целостности и единства.