Лингвистические средства экспликации концептов «Art» и «Beauty» в сказке О. Уайлда «День рождения Инфанты»
Вероника Давидовна Найлз
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2017-04-18
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Цель доклада состоит в выявлении и характеристике лингвистических средств, эксплицирующих базовые
художественные концепты авторского мировоззрения в тексте сказки О. Уайлда «День рождения Инфанты». Методом тематической сетки, разработанным И. В. Арнольд, выявлены основные тематические группы лексем, способствующих раскрытию эстетической концепции Уайлда.
Тезисы
Автор художественного произведения создаёт текст в соответствии со своей сложившейся
концептуальной картиной мира и ценностными ориентациями. Информация, заложенная
в тексте, актуализируется при помощи языковых единиц и связывающих их
отношений, которые могут образовать
лексико-семантическую сетку. Лексико-тематическая сетка формируется на основе отношений, возникающих между лексическими единицами в процессе развёртывания текста.
Анализ текста методом тематической сетки,
разработанным И. В. Арнольд, позволяет выделить сквозные темы, превалирующие в
тексте сказки «День рождения Инфанты», и установить, насколько авторская
эстетическая позиция находит отражение в анализируемом тексте.
Максимальной частотностью употребления в сказках
О. Уайлда обладают слова, содержащие семы artificial, beautiful, ugly,
real, natural, объединяющиеся в тематические сетки «Art» и «Beauty».
Тематическую сетку «Art» в тексте сказки образуют лексико-семантические варианты (ЛСВ), входящие в тематические группы Performance — Garden — Palace и включённые в оппозицию “artificial — natural”.
В тематическую сетку, актуализирующую концепт «Beauty», входят тематические группы, описывающие внешность персонажей и артефакты, находящиеся в дворцовых интерьерах. ЛСВ, входящие в эти тематические группы, контрастируют с ЛСВ, содержащими сему ugly. Обнаруживаются тесные семантические связи между обеими тематическими сетками.
Исследование внутритекстовых лексико-семантических связей подтверждает, что основными темами сказки Уайлда «День рождения Инфанты» являются взаимоотношение искусства и реальности, прекрасного и безобразного. Исследование позволяет глубже проникнуть в текст и более точно его интерпретировать, помогает читателю увидеть мир произведения глазами писателя и его персонажей.
Анализ и описание языковых репрезентаций концептов «Art» и «Beauty» методом тематической сетки позволяет сделать вывод о большом влиянии индивидуально-авторской картины мира и его философской позиции на выбор языковых средств художественного текста.
Тематическую сетку «Art» в тексте сказки образуют лексико-семантические варианты (ЛСВ), входящие в тематические группы Performance — Garden — Palace и включённые в оппозицию “artificial — natural”.
В тематическую сетку, актуализирующую концепт «Beauty», входят тематические группы, описывающие внешность персонажей и артефакты, находящиеся в дворцовых интерьерах. ЛСВ, входящие в эти тематические группы, контрастируют с ЛСВ, содержащими сему ugly. Обнаруживаются тесные семантические связи между обеими тематическими сетками.
Исследование внутритекстовых лексико-семантических связей подтверждает, что основными темами сказки Уайлда «День рождения Инфанты» являются взаимоотношение искусства и реальности, прекрасного и безобразного. Исследование позволяет глубже проникнуть в текст и более точно его интерпретировать, помогает читателю увидеть мир произведения глазами писателя и его персонажей.
Анализ и описание языковых репрезентаций концептов «Art» и «Beauty» методом тематической сетки позволяет сделать вывод о большом влиянии индивидуально-авторской картины мира и его философской позиции на выбор языковых средств художественного текста.