«Догвилль» Ларса фон Триера через призму эстетики эпического театра Бертольда Брехта
Анастасия Андреевна Никитина
Докладчик
студент 4 курса
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет
190
2017-04-21
13:50 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен кинотексту датского режиссера Л. фон Триера «Догвилль» в контексте реализации теории эпического театра Б. Брехта. Ориентируясь не только на сюжетно-композиционный аспект прецедентного текста («Трехгрошовая опера» Б. Брехта), но и на эстетические воззрения немецкого драматурга, фон Триер создает в «Догвилле» свою оригинальную кинематографическую интерпретацию, взяв за основу «эффект очуждения». В фильме режиссер опирается на драматургическую теорию Брехта, реализуя принципы эпического театра через форму кинотекста.
Тезисы
В современном кинематографическом пространстве одной из культовых фигур является датский режиссер Ларс фон Триер (род. 1956, Lars von Trier) — неоднократный призер международных фестивалей, лауреат главной награды Каннского кинофестиваля 2000 года за фильм «Танцующая в темноте» («Dancer in the Dark»).
С творчеством немецкого драматурга Б. Брехта фон Триер был знаком еще с детства, его мать восхищалась пьесами писателя. Замысел фильма в духе брехтовского эпического театра родился у фон Триера после услышанного зонга из «Трехгрошовой оперы», в котором рассказывается история пиратки Дженни, сюжетно являющаяся прецедентным текстом по отношению «Догвиллю» («Dogville»).
Фон Триер следует за Брехтом не только на сюжетно-тематическом уровне, но и на эстетическом. Под воздействием брехтовских текстов фон Триер создает свой мир-театр «Догвилль», снятый в театральных декорациях и в жанре параболы (притчи). Режиссер актуализирует принципы эпического театра, при этом создавая в рамках фильма театральные подмостки, что подчеркивается формой кинотекста и особой структурой повествования.
Одним из главных принципов эстетики эпического театра является «эффект очуждения», который включает в себя желание автора заставить зрителя осознать искусственность происходящего, максимально выключить эмоцию и включить рацио, что реализуется фон Триером через ряд элементов, соответствующих теории эпического театра: структуру фильма (герой-рассказчик, деление на главы), оформление сценической площадки, не свойственной языку кинематографа (полный отказ от декораций), наличие зонгов, техника актерской игры.
Взяв за основу «эффект очуждения», режиссер создает свое театрализованное действо, в котором вызывает зрителя на откровенный спор, стремясь создать такой «спектакль», который позволил бы зрителю понять и улучшить действительность вокруг себя. Фон Триер не вознаграждает зрителя катарсисом, требует от него определенной подготовки для наслаждения предметом искусства, а не пассивного акта созерцания, в чем вновь наследует Брехту. В своем произведении фон Триер предпринял попытку воплощения эстетики эпического театра в рамках кинематографа. Режиссер использует теоретическую базу немецкого драматурга, при этом раскрывая ее через форму кинотекста и создавая еще больший эффект очуждения, нежели в театре, поскольку именно кинематограф в большей степени работает на отождествление зрителя с героем, тем самым вызвав еще больший эффект очуждения.
Фон Триер следует за Брехтом не только на сюжетно-тематическом уровне, но и на эстетическом. Под воздействием брехтовских текстов фон Триер создает свой мир-театр «Догвилль», снятый в театральных декорациях и в жанре параболы (притчи). Режиссер актуализирует принципы эпического театра, при этом создавая в рамках фильма театральные подмостки, что подчеркивается формой кинотекста и особой структурой повествования.
Одним из главных принципов эстетики эпического театра является «эффект очуждения», который включает в себя желание автора заставить зрителя осознать искусственность происходящего, максимально выключить эмоцию и включить рацио, что реализуется фон Триером через ряд элементов, соответствующих теории эпического театра: структуру фильма (герой-рассказчик, деление на главы), оформление сценической площадки, не свойственной языку кинематографа (полный отказ от декораций), наличие зонгов, техника актерской игры.
Взяв за основу «эффект очуждения», режиссер создает свое театрализованное действо, в котором вызывает зрителя на откровенный спор, стремясь создать такой «спектакль», который позволил бы зрителю понять и улучшить действительность вокруг себя. Фон Триер не вознаграждает зрителя катарсисом, требует от него определенной подготовки для наслаждения предметом искусства, а не пассивного акта созерцания, в чем вновь наследует Брехту. В своем произведении фон Триер предпринял попытку воплощения эстетики эпического театра в рамках кинематографа. Режиссер использует теоретическую базу немецкого драматурга, при этом раскрывая ее через форму кинотекста и создавая еще больший эффект очуждения, нежели в театре, поскольку именно кинематограф в большей степени работает на отождествление зрителя с героем, тем самым вызвав еще больший эффект очуждения.