Готический роман Витезслава Незвала «Валерия и неделя чудес»
Алексей Юрьевич Колянов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
171
2017-04-20
12:40 -
12:55
Ключевые слова, аннотация
Ярким примером обращения к
готическому жанру в чешской литературе 1930-х гг. является книга Витезслава
Незвала (1900–1958, Nezval) «Валерия и неделя чудес» («Valerie a týden divů»), обозначенная автором как «černý román»
(«чёрный роман»). Используя традиционные элементы поэтики первых готических
романов, Незвал помещает действие в пространство бессознательного. Роман
Незвала — итог авантюрного поиска автора, впитавшего всё новое для своего
времени не только в литературе, но и в других видах искусства.
Тезисы
Роман Витезслава Незвала
(1900—1958, Nezval) «Валерия и неделя чудес» («Valerie a týden divů») был написан в 1935
году и впервые опубликован только через десять лет. К периоду создания
произведения относится отход Незвала от поэтизма к сюрреализму. Уже в манифестах
«Papoušek na motocyclu» (1924) и «Kapka inkoustu» (1928) Незвал говорил о необходимости использования метода
свободных ассоциаций, освобождении новых идей и смыслов из глубин сознания. Известно, что
Незвал встречался с основателем сюрреализма Андре Бретоном в Праге и в
Париже.
Один из немногих положительных отзывов на роман был дан Людвиком Кундерой, братом Милана Кундеры. Критик заметил, что источниками вдохновения для автора послужили тексты готической традиции французского и немецкого романтизма, а также французская «серийная новелла» XIX в., известная в отечественном литературоведении, как «роман-фельетон». Джузеппе Диерна в статье «О Валерии, Незвале, Максе Эрнсте и коллаже: вариации на тему» анализирует довольно обширный перечень источников, вдохновивших Незвала. Помимо упомянутых выше немецкого и французского черного романтического романа и «романа-фельетона», большое влияние, безусловно, оказали английские готические романы. Как утверждает Д. Диерна, любимым готическим романом Незвала был «Монах» Мэтью Грегори Льюиса. Из этого произведения Незвал заимствовал некоторые типажи, к примеру, образ монаха-совратителя, превратившегося у чешского писателя в похотливого миссионера. Свою роль сыграли и сюрреалистические романы того времени. Так, Незвал отдал дань роману Андре Бретона «Надя», взяв некоторые черты у главной героини для своих персонажей. Весьма интересным при анализе системы образов «Валерии» представляется влияние, которое оказали на Незвала работы немецкого художника-сюрреалиста Макса Эрнста, в частности, его графический роман «Неделя доброты» («Une semaine de bonté», 1934), жанр которого сам автор охарактеризовал как «роман-коллаж». Впечатленный картинами Эрнста, Незвал практически дословно использовал некоторые сюжеты коллажей в тексте своего романа. Например, главный отрицательный персонаж — констебль — периодически появляется с головой хорька, а в образной проповеди миссионера прозаическими средствами нарисовано изображение белой руки, выглядывающей из дома на фоне мужчин с головами животных.
Роман «Валерия и неделя чудес» является модернистским многослойным произведением, сотканным из множества реминисценций к готическим и сюрреалистическим мотивам, а действие романа под влиянием психоанализа помещено автором как минимум в две плоскости — реальности и сна.
Один из немногих положительных отзывов на роман был дан Людвиком Кундерой, братом Милана Кундеры. Критик заметил, что источниками вдохновения для автора послужили тексты готической традиции французского и немецкого романтизма, а также французская «серийная новелла» XIX в., известная в отечественном литературоведении, как «роман-фельетон». Джузеппе Диерна в статье «О Валерии, Незвале, Максе Эрнсте и коллаже: вариации на тему» анализирует довольно обширный перечень источников, вдохновивших Незвала. Помимо упомянутых выше немецкого и французского черного романтического романа и «романа-фельетона», большое влияние, безусловно, оказали английские готические романы. Как утверждает Д. Диерна, любимым готическим романом Незвала был «Монах» Мэтью Грегори Льюиса. Из этого произведения Незвал заимствовал некоторые типажи, к примеру, образ монаха-совратителя, превратившегося у чешского писателя в похотливого миссионера. Свою роль сыграли и сюрреалистические романы того времени. Так, Незвал отдал дань роману Андре Бретона «Надя», взяв некоторые черты у главной героини для своих персонажей. Весьма интересным при анализе системы образов «Валерии» представляется влияние, которое оказали на Незвала работы немецкого художника-сюрреалиста Макса Эрнста, в частности, его графический роман «Неделя доброты» («Une semaine de bonté», 1934), жанр которого сам автор охарактеризовал как «роман-коллаж». Впечатленный картинами Эрнста, Незвал практически дословно использовал некоторые сюжеты коллажей в тексте своего романа. Например, главный отрицательный персонаж — констебль — периодически появляется с головой хорька, а в образной проповеди миссионера прозаическими средствами нарисовано изображение белой руки, выглядывающей из дома на фоне мужчин с головами животных.
Роман «Валерия и неделя чудес» является модернистским многослойным произведением, сотканным из множества реминисценций к готическим и сюрреалистическим мотивам, а действие романа под влиянием психоанализа помещено автором как минимум в две плоскости — реальности и сна.