Музыка в фильмах Микеланджело Антониони
Елена Джеираниевна Микеладзе
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2017-04-19
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Объектом исследования являются кинокартины режиссера 1950-х — 1960-х гг. Предметом исследования является музыка в фильмах 1950-х — 1960-х гг.
Основное внимание уделяется раскрытию методов работы режиссера с музыкой в
кадре, определению места музыки в кинофильмах, средствам и приемам, используемым
режиссером. Предпринята попытка проследить тенденции
развития в музыкальном сопровождении и изменение характера музыки в фильмах
Антониони указанного периода.
Тезисы
В качестве
материала исследования были взяты следующие кинокартины режиссера: «Хроника одной любви» / Cronaca di un
amore (1950); «Дама без Камелий» / La
signora senza camelie (1953); «Побежденные» / I vinti (1953); «Подруги» / Le
amiche (1955); «Крик» / Il grido (1957); «Приключение» / L'Avventura (1960); «Ночь» / La note (1961); «Затмение» / L' Eclisse (1962); «Красная пустыня» / Deserto Rosso
(1964); «Фотоувеличение» / Blow up
(1966).
В ходе
исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать
музыкальный и инструментальный состав,
методы работы с музыкой в кадре; охарактеризовать средства музыкальной
выразительности, выделить лейтмотивы.
В результате исследования можно сделать следующие общие выводы.
Вместе с преобразованием фильмов автора меняется и характер музыки в них.
1950-е гг. являются периодом начала профессиональной карьеры Микеланджело
Антониони. На данном этапе музыку можно считать средством отражения чувств главных
героев кинолент. Такой характер музыкального сопровождения особенно ярко
прослеживается в фильмах «Хроника одной любви» и «Дама без Камелий».
На
следующее десятилетие приходится расцвет творчества режиссера. Движение Антониони от
изобразительных форм неореализма к собственному авторскому стилю означало отказ
от музыки как от некоего манипулятора зрительскими эмоциями. Также
изменение характера музыки зависело от
сотрудничества режиссера с новыми композиторами. Например, к кинофильму
«Фотоувелечение» музыку пишет лондонский
композитор Херби Хэнкок. В данном случае, музыка является, в большей степени,
демонстратором модных течений. Интерес
Антониони к музыке — это прежде всего интерес к новому языку нового поколения,
который создается в ответ на кризис коммуникации со старшим поколением.
Режиссер использует новый подход к применению музыки и к записи звуков вообще. Музыка
не исчезает, но мы не слышим клавиш или скрипок, склоняющих к лирическому тону,
никаких крещендо, навязывающих изображению помпезность. Для Антониони
использование музыки таким образом — это провокация зрителя на ожидаемую
эмоциональную реакцию; проблема, которая кроется в самой ее предсказуемости, а
значит типичности и упрощенности.