Исследование топонимики пещер и каменоломен Подмосковья
Мария Алексеевна Алексеева
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
212
2017-04-18
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется топонимика подмосковных антропогенных пещер
(каменоломен XVIII
—
нач. XX вв.) как языковой источник информации о спелеологической
субкультуре. По трем из них был составлен классифицированный список топонимов,
выделены их источники. Отдельной частью исследования стал анализ топонимики с
точки зрения укоренившегося восприятия пещер как обители хтонических сил.
Результатом работы стал структурированный анализ топонимики, показавший, что
происхождение и перенос топонимов носят стандартизированный характер.
Тезисы
Данная работа посвящена
взаимосвязи подземной топонимики в подмосковных пещерах. Задача работы ―
выявить своеобразие подземной топонимики как языкового источника информации о
спелеологической субкультуре. На сегодняшний день свода пещерных топонимов
Подмосковья практически не существует. В связи с этим целью данной работы
является систематизация и лингвистический анализ подмосковной подземной
топонимики.
В ходе работы был составлен список топонимов по трем «системам» ― Сьяны, Кисели и Силикаты. Анализ показал, что принципы формирования спелеологической топонимики в рассматриваемых «системах» сходны и в целом совпадают. Это позволило выделить 18 основных классов топонимов, производных от:
1. материала
2. формы
3. протяженности
4. наличия воды
5. изображений на сводах и стенах
6. предметов, находящихся в штреках
7. даты открытия
8. праздничной даты
9. строк из песен, литературных произведений
10. названий спелеогрупп
11. событий, произошедших в гроте, штреке
12. названий улиц и населенных пунктов
13. назначения (перенос наименований благ и услуг)
14. героев местного фольклора
15. названий мифологических существ и их сообществ
16. названий мест захоронений, смерти и предметов, с ними связанными
17. названий нечистых мест
18. названий святых мест
Классы были отнесены к 5 источникам: эмпиризм; меморизация; перенос названий бытовых объектов, мест из естественной системы; мифология и фольклор и заимствование из топонимики других пещер. Статистическая обработка показала, что основными источниками топонимов стали эмпирика и меморизация — 43% и 31%.
Отдельной частью работы стало исследование укоренившегося восприятия пещер как мира хтонических сил. Стереотипы обусловили появление в топонимике идей и образов, реализующих «темную сторону» народной мифологии и фольклора. Были найдены следующие классы топонимов из мифологии:
1. топонимы нейтральных магических существ
2. топонимы нечистой силы и мест с этой силой
3. топонимы мест захоронений, смерти и их предметов
Необходимо отметить, что при большом количестве топонимов из семантического поля «нечистой силы и мест», почти не найдено было топонимов из противоположного поля — «добрые силы», «святое место» и т. п.
Таким образом, результатом работы стал структурированный анализ подземной топонимики. Он показал, что происхождение и перенос топонимов носит стандартизированный характер. Более того, прослеживается концепция пещер как «нечистых мест».
В ходе работы был составлен список топонимов по трем «системам» ― Сьяны, Кисели и Силикаты. Анализ показал, что принципы формирования спелеологической топонимики в рассматриваемых «системах» сходны и в целом совпадают. Это позволило выделить 18 основных классов топонимов, производных от:
1. материала
2. формы
3. протяженности
4. наличия воды
5. изображений на сводах и стенах
6. предметов, находящихся в штреках
7. даты открытия
8. праздничной даты
9. строк из песен, литературных произведений
10. названий спелеогрупп
11. событий, произошедших в гроте, штреке
12. названий улиц и населенных пунктов
13. назначения (перенос наименований благ и услуг)
14. героев местного фольклора
15. названий мифологических существ и их сообществ
16. названий мест захоронений, смерти и предметов, с ними связанными
17. названий нечистых мест
18. названий святых мест
Классы были отнесены к 5 источникам: эмпиризм; меморизация; перенос названий бытовых объектов, мест из естественной системы; мифология и фольклор и заимствование из топонимики других пещер. Статистическая обработка показала, что основными источниками топонимов стали эмпирика и меморизация — 43% и 31%.
Отдельной частью работы стало исследование укоренившегося восприятия пещер как мира хтонических сил. Стереотипы обусловили появление в топонимике идей и образов, реализующих «темную сторону» народной мифологии и фольклора. Были найдены следующие классы топонимов из мифологии:
1. топонимы нейтральных магических существ
2. топонимы нечистой силы и мест с этой силой
3. топонимы мест захоронений, смерти и их предметов
Необходимо отметить, что при большом количестве топонимов из семантического поля «нечистой силы и мест», почти не найдено было топонимов из противоположного поля — «добрые силы», «святое место» и т. п.
Таким образом, результатом работы стал структурированный анализ подземной топонимики. Он показал, что происхождение и перенос топонимов носит стандартизированный характер. Более того, прослеживается концепция пещер как «нечистых мест».