Прагматические характеристики модных журналов эпохи модерна (на материале русских журналов конца XIX — начала ХХ вв.)
Марина Александровна Жиделева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
171
2017-04-19
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе
исследуются коммуникативно-прагматические,
лексико-семантические и стилистические особенности языка индустрии моды на
материале журнала «Модный курьер». Выявляется
реализация лингвистических, прагматических и психологических приемов
воздействия на читателя в модных журналах эпохи модерна. По результатам
исследования выявлено и описано
экспрессивное воздействие оценочных компонентов высказываний в тексте журналов
моды.
Тезисы
Целью
настоящего исследования является изучение, выявление и описание прагматических
характеристик модных журналов, а также культурологических и семантических
факторов, влияющих на выбор оценочных лексем. Язык индустрии моды, используемый
в текстах модных журналов эпохи модерна, представляется релевантным для
изучения и лингвистического анализа. В настоящее время
изучены разные аспекты проблемы модерна. В то же время остается неизученной
тема моды, костюма и модных журналов. Материалом исследования послужили номера
семейного иллюстрированного журнала моды,
хозяйства и литературы «Модный курьер» конца XIX — начала ХХ вв. Рассмотрены
статьи, посвященные модным тенденциям, уходу за собой, кулинарии и ведению
домашнего хозяйства. Кроме этого, проанализированы приложения к журналу: руководство для портных
по кройке и шитью, руководства для барышень и дам по изучению изящных ремесел.
Исследование в области прагматики текста представляется
актуальными в связи с ярко выраженным воздействующим характером публицистических
текстов на сознание реципиента информации. Основным способом воздействия текста
на читателя является использование эмоционально-экспрессивных и
эмоционально-оценочных языковых средств.
В ходе
исследования была выявлена тенденция авторов модных журналов влиять на сознание
читателей посредством лингвистических и психолингвистических приемов. На
морфологическом уровне наблюдается использование авторского
«мы», инклюзивного «мы», императива, слов с суффиксацией, выражающей субъектную
оценку. На лексическом уровне в текстах модных журналов обнаружено
взаимодействие нейтральной лексики с разговорно-эмоциональной лексикой.
Оценочные средства в основном представлены прилагательными с положительной
коннотацией.
Данные приемы позволяют повысить эмоциональность и информативность
текста, сэкономить пространство журнала, создать атмосферу косвенного общения с
живым человеком или даже знакомым, повысить степень доверия читателя к мнению
автора и расположить его к восприятию изложенной
информации, выделить значимую информацию. Использование рисунков,
сопровождающих повествование, служит для более легкого зрительного восприятия.
Визуализация товаров, описываемых в журнале, и рекламы придает тексту
развлекательный характер.