XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Высказывания со значением возможности в контексте научной аргументации (на материале русско- и немецкоязычных лингвистических статей)

Екатерина Алексеевна Данилкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2017-04-19
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности употребления модальных конструкций со значением возможности в научных текстах. Впервые в анализ вовлекаются результаты сопоставительного исследования частотности средств выражения возможности на материале русско- и немецкоязычных лингвистических статей. Предпринимается попытка обнаружить систему соответствий и расхождений между средствами реализации коммуникативных стратегий ведения научной аргументации в текстах на русском и немецком языках.

Тезисы

Доклад опирается на исходную рабочую гипотезу о том, что автор-исследователь использует целый спектр прагматических стратегий, чтобы в контексте научной коммуникации с различной целью модализировать содержание высказываемых утверждений. Среди них важную роль играют такие стратегии, как стратегия смягчения категоричности утверждения, стратегия подстраховки от возможных возражений оппонента, стратегия предвосхищения его аргументов и др. В рамках проведенного исследования выяснялась степень участия высказываний со значением возможности в реализации стратегий научной аргументации и изучались способы передачи разных семантико-прагматических смыслов возможности средствами русского и немецкого языков. При этом была предпринята попытка обнаружить систему соответствий и расхождений между коммуникативными нормами в дискурсивных практиках российской и немецкой науки в рамках коммуникативного жанра «лингвистическая научная статья». В качестве приоритетных ставились следующие задачи: представить общие количественные данные о соотношении различных средств выражения модального значения возможности в русскоязычных и немецкоязычных научных статьях; выявить и описать систему соответствий между средствами выражения возможности в изучаемых научных текстах на русском и немецком языке; рассмотреть результаты исследования сквозь призму прагматических целей автора, направленных на модализацию содержания научного текста с использованием различных модальных типов высказываний. К анализу были привлечены эмпирические данные, полученные на материале корпуса, составленного методом сплошного обследования 31 статьи из ведущих лингвистических журналов на русском и немецком языках. На материале 25 статей из этого корпуса был проведен сопоставительный анализ частотности средств выражения возможности, который показал, что к наиболее частотным средствам выражения возможности в немецкоязычных статьях относятся модальные глаголы (прежде всего, глагол können), лексемы с модальным суффиксом –bar, конъюнктив и модальные слова; в русскоязычных статьях к наиболее частотным относятся модальный глагол мочь, модальные предикативы, модальные слова, прилагательные, видо-временные формы. С учетом контекстов употребления этих средств в докладе предпринимается попытка установить систему соответствий между ними. Как выяснилось, использование средств выражения модальности возможности связано с различными стратегиями научной аргументации. Можно выделить шесть основных типов прагматических целей авторов, предполагающих употребление высказываний со значением возможности: убеждение читателя, «подстраховка» от возможных возражений, вежливое формулирование, достижение некатегоричности утверждений, стремление к объективности и создание интерсубъективности в научной коммуникации.