Высказывания со значением возможности в контексте научной аргументации (на материале русско- и немецкоязычных лингвистических статей)
Екатерина Алексеевна Данилкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
187
2017-04-19
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются особенности употребления модальных конструкций со
значением возможности в научных текстах. Впервые в анализ вовлекаются
результаты сопоставительного исследования частотности средств выражения
возможности на материале русско- и немецкоязычных лингвистических статей.
Предпринимается попытка обнаружить систему соответствий и расхождений между
средствами реализации коммуникативных стратегий ведения научной аргументации в
текстах на русском и немецком языках.
Тезисы
Доклад опирается на
исходную рабочую гипотезу о том, что автор-исследователь использует целый
спектр прагматических стратегий, чтобы в контексте научной коммуникации с
различной целью модализировать содержание высказываемых утверждений. Среди них
важную роль играют такие стратегии, как стратегия смягчения категоричности
утверждения, стратегия подстраховки от возможных возражений оппонента,
стратегия предвосхищения его аргументов и др. В рамках проведенного
исследования выяснялась степень участия высказываний со значением возможности в
реализации стратегий научной аргументации и изучались способы передачи разных
семантико-прагматических смыслов возможности средствами русского и немецкого
языков. При этом была предпринята попытка обнаружить систему соответствий и
расхождений между коммуникативными нормами в дискурсивных практиках российской
и немецкой науки в рамках коммуникативного жанра «лингвистическая научная
статья». В качестве приоритетных ставились следующие задачи: представить общие
количественные данные о соотношении различных средств выражения модального
значения возможности в русскоязычных и немецкоязычных научных статьях; выявить
и описать систему соответствий между средствами выражения возможности в
изучаемых научных текстах на русском и немецком языке; рассмотреть результаты
исследования сквозь призму прагматических целей автора, направленных на
модализацию содержания научного текста с использованием различных модальных
типов высказываний. К анализу были привлечены эмпирические данные, полученные
на материале корпуса, составленного методом сплошного обследования 31 статьи из
ведущих лингвистических журналов на русском и немецком языках. На материале 25
статей из этого корпуса был проведен сопоставительный анализ частотности
средств выражения возможности, который показал, что к наиболее частотным
средствам выражения возможности в немецкоязычных статьях относятся модальные
глаголы (прежде всего, глагол können),
лексемы с модальным суффиксом –bar, конъюнктив и модальные
слова; в русскоязычных статьях к
наиболее частотным относятся модальный глагол мочь, модальные предикативы, модальные слова, прилагательные, видо-временные
формы. С учетом контекстов употребления этих средств в докладе предпринимается
попытка установить систему соответствий между ними. Как выяснилось,
использование средств выражения модальности возможности связано с различными
стратегиями научной аргументации. Можно выделить шесть основных типов
прагматических целей авторов, предполагающих употребление высказываний со
значением возможности: убеждение читателя, «подстраховка» от возможных
возражений, вежливое формулирование, достижение некатегоричности утверждений,
стремление к объективности и создание интерсубъективности в научной
коммуникации.