Идеологически значимое слово в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина» («пустой», «пустота» и производные)
Екатерина Сергеевна Батищева
Докладчик
старший лаборант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
210
2017-03-14
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Художественная
семантика, идеологически значимое слово, этюд о слове, художественный стиль М.
Горького, «Жизнь Клима Самгина».
Тезисы
Образ
пустоты является центральным в художественном замысле «Жизни Клима Самгина»: одна
из ранних версий названия повести — «История пустой души», внутренняя пустота —
определяющее для образа главного героя качество. Прилагательное пустой и его
производные входят в состав идеологически значимой концептивной лексики
произведения.
Ряд
крупных по объему образных контекстов, насыщенных лексикой с отрицательной семантикой,
описывает переживание Климом своей внутренней пустоты [напр., Горький, т. 21, с. 310].
Душа Клима не заполнена, однако не лишена содержимого — в ней находятся чуждые
Климу пустые в переносном значении (пустой — ‘бессодержательный…; не
удовлетворяющий серьезным интересам, бесполезный’ (Словарь Ушакова)) идеи,
слова и мысли, которые Клим перенял у «учителей жизни». С
пустотой связана тема слова: «пустые люди» [Там же, т. 24, с. 154] стараются защититься
словом от действительности, которая может оставить их «в стороне, в пустоте,
где не обитают надежды и нет места мечтам» [Там же, т. 24, с. 365], интеллигенты хотят с
помощью революции спастись от «пустой, словесной жизни» [Там же, т. 22, с. 252]. Значение 'полый' проявляется в образе пустого человека — мыльного пузыря, поверхность
которого отражает чужие мнения [Там же, т. 24
с. 154].
Образ
пустоты используется в осмыслении ряда общественно-политических вопросов. Так,
пустота — одно из свойств России, по которому она противопоставляется Европе [напр., Горький,
т. 23, с. 287].
Ряд употреблений лексем близок к примерам из других произведений М. Горького, однако в повести образ пустоты имеет особую значимость и свои особенности, что отражено в его эстетической реализации в слове.
Литература
Горький А. М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения. В 25 т. М.: ИМЛИ РАН, 1968–1976.
Ряд употреблений лексем близок к примерам из других произведений М. Горького, однако в повести образ пустоты имеет особую значимость и свои особенности, что отражено в его эстетической реализации в слове.
Литература
Горький А. М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения. В 25 т. М.: ИМЛИ РАН, 1968–1976.