Использование потоковых схем при обучении английскому языку
Александр Геннадьевич Титов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
416
2017-03-16
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Времена английского языка, умственное действие, внешняя
опора, порождение высказывания, оперативная память.
Тезисы
В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина в процессе обучения умственное действие, перед тем, как интериоризироваться, проходит этап материального действия, на котором используется внешняя опора. Таким умственным действием для нас является порождение высказывания на изучаемом языке, а вызывающей наибольшие затруднения при обучении частью порождения английского высказывания является определение времени высказывания и формирование английского сказуемого. В качестве внешней опоры могут использоваться схемы, макеты, чертежи и т. д. Так, для данного умственного действия по порождению английского сказуемого в качестве внешней опоры часто используется таблица английских времен, отражающая три времени и четыре аспекта, и имеющая 12 ячеек. Однако выбор между 12 ячейками превышает возможности оперативной памяти человека, объем которой обычно не более 7 элементов, а для практической цели его лучше предполагать равным 5. Также недостатком является то, что после выбора требуемого времени, аспекта и залога сказуемое из таблицы берется в уже готовом виде. Более же предпочтительной для целей обучения является использование внешней опоры, выражающей поэтапное формирование сказуемого, каждый этап которого сопровождается неким промежуточным речевым действием. В докладе рассматривается применение потоковых схем в качестве внешней опоры для порождения английского высказывания и формирования английского сказуемого. На каждом этапе движения по потоковой схеме происходит выбор не более чем из трех альтернатив, что находится в пределах возможностей оперативной памяти обучающегося. Схемы позволяют высказываться поэтапно. Также они позволяют использовать все возможные варианты английского сказуемого на начальных этапах изучения языка.