46th International Philological Research Conference

Понятие звуковысотного родства в этимологическом и историческом аспектах

Ярослав Игоревич Станишевский
Докладчик
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-15
15:00 - 15:25

Ключевые слова, аннотация

Звуковысотное родство, музыкальная терминология, гармония, этимология, историография.

Тезисы

В музыкальной науке особое место занимает понятие родства, относящееся к разным звуковысотным структурам (ладам, тональностям, звукам, созвучиям, тембрам, сериям и т. п.). Особенности трактовки и функционирования данного понятия в отечественной практике обусловлены его генезисом и контекстом применения, а также сопоставлением с соответствующими понятиями в иноязычной музыкальной теории. Слово родство (устаревшее сродство), происходящее от общеславянского род, в исходном смысле обозначает связь по происхождению (В. И. Даль и др.). В то же время в других языках отмечаются иные смысловые оттенки, важные в силу заимствованного характера многих аспектов русского музыковедения. В докладе освещается этимология и значение таких слов, как древнегреческое οἰκειότης, латинское affinitas (adfinitas), немецкое verwandtschaft, английское relationship и др. Выводится определение родства в музыке как связи звуковысотных элементов по их существенным, принципиальным признакам, качествам, свойствам, а также как отношений, обусловленных такой связью. Подобное значение имплицитно присутствует уже в трудах античных авторов, напр., у Адраста Перипатетика (не позже II в., Ἄδραστος ὁ Περιπατητικός), а в русской теории — начиная с Г. Гесс де Кальве (1784–1838). Целью доклада является обзор истории понятия родства от Древней Греции до современности (по выдающимся персоналиям), а материалом — совокупность представлений о соответствующем феномене в разных национальных традициях (особенно отечественной). Анализ истории обнаруживает не только специфику русского обозначения феномена родства, но и отражает особенности русскоязычного мышления, которое видит в связях между музыкальными объектами особое качество прочности отношений (сродни родству в общелогическом смысле).