«Сказка о трех братьях» в романе Ю. К. Олеши «Зависть»
Андрей Владимирович Кокорин
Докладчик
ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
25
2017-03-17
17:55 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Ю. К. Олеша, «Зависть», русская литература, советская литература, 1920-е гг., история литературы.
Тезисы
Доклад посвящен одной из проблем интерпретации романа Ю. К. Олеши, возникающей в связи с различными наблюдениями автора, которые были сделаны в процессе изучения творческой истории произведения по архивным материалам (РГАЛИ): черновым планам и многочисленным наброскам к «Зависти».
За пять лет работы над романом (1922–1927) Олеша не только неоднократно переписывал отдельные эпизоды «Зависти», но и несколько раз существенно изменял как сюжет в целом, так и перечень задействованных в произведении персонажей. В частности, судя по черновикам, изначально предполагалось, что у антагониста и союзника главного героя — Андрея и Ивана Бабичевых соответственно — был третий брат, которого казнили еще до революции. Эта общая схема сохранена и в окончательном, печатном варианте «Зависти», причем особенно ярко она явлена во вставной новелле «Сказка о двух братьях», однако выбранное в итоге для третьего брата имя Роман, значение которого трактуется в инсценировке произведения «Заговор чувств», позволило Олеше затушевать изначально просматривавшийся библейский подтекст наименования героев.
Обращение к творческой истории «Зависти» позволяет не только обнаружить связанные с повествованием о Бабичевых яркие черты автобиографизма в романе, но и по-другому взглянуть на его главных героев как имманентно, так и в контексте литературы 1920-х гг., где широко распространенным было описание именно трех братьев-героев. Отказ от этой схемы, ставшей к 1927 г. литературным штампом, позволил Олеше переосмыслить внутрисемейные взаимоотношения Бабичевых и сделать их явными антиподами.
За пять лет работы над романом (1922–1927) Олеша не только неоднократно переписывал отдельные эпизоды «Зависти», но и несколько раз существенно изменял как сюжет в целом, так и перечень задействованных в произведении персонажей. В частности, судя по черновикам, изначально предполагалось, что у антагониста и союзника главного героя — Андрея и Ивана Бабичевых соответственно — был третий брат, которого казнили еще до революции. Эта общая схема сохранена и в окончательном, печатном варианте «Зависти», причем особенно ярко она явлена во вставной новелле «Сказка о двух братьях», однако выбранное в итоге для третьего брата имя Роман, значение которого трактуется в инсценировке произведения «Заговор чувств», позволило Олеше затушевать изначально просматривавшийся библейский подтекст наименования героев.
Обращение к творческой истории «Зависти» позволяет не только обнаружить связанные с повествованием о Бабичевых яркие черты автобиографизма в романе, но и по-другому взглянуть на его главных героев как имманентно, так и в контексте литературы 1920-х гг., где широко распространенным было описание именно трех братьев-героев. Отказ от этой схемы, ставшей к 1927 г. литературным штампом, позволил Олеше переосмыслить внутрисемейные взаимоотношения Бабичевых и сделать их явными антиподами.