46th International Philological Research Conference

Многоуровневый семиозис как стилистический прием в текстах Чеслава Милоша

Светлана Сергеевна Иванова
Докладчик
доцент
НИУ Московский государственный строительный университет


2017-03-21
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Семиозис, знак, философско-художественный текст, Чеслав Милош, универсалии.

Тезисы

Семиозис, согласно концепции Ч. Морриса, — это процесс, в котором нечто функционирует как знак.
Многоуровневый семиозис можно определить как процесс кодирования сообщения на уровнях нескольких языков или метаязыков (Е. Е. Бразговская).
Механизм многоуровневого семиозиса и его стилистический потенциал мы рассмотрим на материале текстов польского поэта, лауреата Нобелевской премии Чеслава Милоша.
Так, в тексте «Obecno» («Присутствие») первой ступенью семиозиса является мир физических форм. Поэт представляет картину, которую вспоминает его герой (w ogrodach nad Niewia, midzy pniami lip, na sonеcznej stronie gazonu, na ciece wzdu sadu — в садах над Невяжей, между стволами лип, на солнечной стороне газона, на тропинке вдоль сада). Эти вещные формы выступают как знаки существования абстрактного феномена Obecno — Присутствия как такового. Или, например, в тексте «Zapisane wczesnym rankiem» знаками присутствия в нашем мире Бога являются звуки, имена, образы, растения, река.
Второй ступенью семиозиса являются вербальные знаки, используемые поэтом. В результате поэт и читатель получают возможность «увидеть» если не саму абстракцию (Присутствие как таковое, Бога и др.), то знаки её существования в мире. Вещная реальность и реальность метафизическая в художественном сознании Милоша неразделимы: за предметами, которые нас непосредственно окружают, скрывается «подкладка» мира, универсалии.