46th International Philological Research Conference

Просодические признаки коммуникации немецко- и русскоговорящих дошкольников

Софья Николаевна Поспелова
Докладчик
соискатель
Воронежский государственный университет

184
2017-03-16
16:15 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

Языковой онтогенез, просодия, игровая коммуникация.

Тезисы

Языковое развитие ребенка напрямую связано с развитием мышления и познавательных способностей. Большую роль в этом играют сначала окружающие ребенка взрослые, а затем и другие дети, в коммуникацию с которыми ребенок вступает. Известно, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Для эксперимента были сделаны видеозаписи взаимодействия и коммуникации в игре немецкоговорящих и русскоговорящих дошкольников (возраст детей — 4–6 лет) в естественных для них условиях (дети находились у себя дома). Объектом исследования явились просодические характеристики звучащей речи: темп, движение мелодики, распределение акцентов, ритмические характеристики. Цель исследования — сравнительный анализ просодических характеристик в немецком и русском корпусах. В обоих корпусах можно выделить также образцы речевых жанров, которыми пользуются дети дошкольного возраста и которые маркированы определенными просодическими характеристиками: так, например, дети умело пользуются «просодическими образцами» из взрослой речи (рассказ сказки, речь от имени пирата, капитана, персонажей мультфильмов, манера разговора врача), которые по своим просодическим признакам контрастируют с участками речи, на которых ребенок говорит от своего имени, в собственной идентичности.