46th International Philological Research Conference

Чтение вслух на русском языке: сравнительный анализ русско-немецких билингвов и русских монолингвов

Нелли Викторовна Риттер
Докладчик
аспирант
Universität Hamburg

184
2017-03-16
16:45 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Полевая лингвистика, чтение, русско-немецкие билингвы, монолигвы.



Тезисы

По данным Федерального статистического ведомства Германии на 2014 г. в ФРГ проживает более 3 миллионов людей, эмигрировавших из Российской Федерации и других стран постсоветского пространства. Речевое поведение и языковые системы этих мигрантов интенсивно исследуется с учетом обоих языков и их взаимодействия. При этом чтение на русском языке как ключевой навык, открывающий доступ к русскому литературному языку, русскоязычной литературе и культуре, пока мало изучено. Имеющиеся исследования билингвов, проведенные, напр., в рамках программ PISA и IGLU, ориентированы на немецкий язык и на тестирование понимания как результат чтения. Языковые процессы, проявляющиеся при чтении и проливающие свет на языковые компетенции, выпадают из поля зрения крупных тестовых программ. Поэтому в рамках проекта «Ru-LiPs_laut», части научной сети «LiMA» универститета г. Гамбурга, был предпринят сравнительный анализ чтения вслух на русском языке русско-немецких детей-билингвов и русских детей-монолингвов в возрасте 7, 12 и 15 лет. Материалом для анализа послужил рассказ М. Зощенко «Интересно придумала». При анализе учитывались такие параметры как скорость чтения, отклонения от исходного текста, самоисправления и хезитации. Эти параметры являются индикаторами языковых компетенций в области фонетики, фонологии, лексики и морфосинтаксиса.
Результаты исследования показали, что всего 30 из 56 билингвальных детей смогли прочитать данный текст. В среднем дети-билингвы читают медленнее, делают больше хезитаций и отклонений от текста, чем дети-монолигвы такого же возраста. При этом нужно подчеркнуть, что некоторые дети-билингвы достигли такого же уровня чтения, как и дети-монолигвы. В целом наблюдается тенденция улучшения навыков чтения с возрастом как у билингвальных, так и у монолингвальных детей.