Формирование лингвокультурной компетенции в курсе магистратуры «Национальная картина мира: история формирования и развитие»
Максим Сергеевич Шишков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Юрьевна Жукова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Светлана Владимировна Кириченко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-15
16:40 -
16:55
Ключевые слова, аннотация
Лингвокультурная компетенция, национальная картина мира, лингвокультурология, русский язык как иностранный, магистратура.
Тезисы
Формирование лингвокультурной компетенции учащихся — одна из основных целей профессионального образования в магистратуре по направлению «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ». Представляемый курс «Национальная картина мира: история формирования и развитие» является логическим продолжением базового курса лингвокультурологии и рассматривает взаимосвязь экстралингвистических факторов (происхождение русского этноса, сформирование основных черт его характера, склада мышления) и национально-культурной специфики языковых категорий. Язык как главная знаковая реалия культуры рассматривается в курсе и как следствие естественного исторического процесса, и как отражение в вербальных знаках языковой политики государства, которая базируется на идеологии как системе слов, определяющих ценностные установки того или иного общества.
В курсе рассматриваются следующие основные вопросы:
1) историко-культурные основания национальной картины мира (в том числе религиозно-конфессиональный компонент этноса, миграционные процессы и их влияние на национальную государственность);
2) национальная картина мира в зеркале русской грамматики (рассмотрение грамматических категорий как способа осмысления мира);
3) национальная картина мира в зеркале ключевых слов русской культуры (национально-культурная специфика «мелких» слов, ключевых слов — русских культурных концептов);
4) национальная картина мира как отражение языковой политики государства (представление о языке как средстве воздействия на общественное и индивидуальное сознание).
Таким образом, в результате освоения курса обучающиеся расширяют свои представления о специфике формирования национальной картины мира, что позволяет им эффективно применять полученные знания в практике преподавания РКИ.
В курсе рассматриваются следующие основные вопросы:
1) историко-культурные основания национальной картины мира (в том числе религиозно-конфессиональный компонент этноса, миграционные процессы и их влияние на национальную государственность);
2) национальная картина мира в зеркале русской грамматики (рассмотрение грамматических категорий как способа осмысления мира);
3) национальная картина мира в зеркале ключевых слов русской культуры (национально-культурная специфика «мелких» слов, ключевых слов — русских культурных концептов);
4) национальная картина мира как отражение языковой политики государства (представление о языке как средстве воздействия на общественное и индивидуальное сознание).
Таким образом, в результате освоения курса обучающиеся расширяют свои представления о специфике формирования национальной картины мира, что позволяет им эффективно применять полученные знания в практике преподавания РКИ.