Термины, характеризующие музыкальное движение, в контексте различных терминосистем: инварианты и варианты значений
Константин Владимирович Зенкин
Докладчик
профессор
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-15
14:00 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
Становление, процесс, динамика, статика, открытая форма.
Тезисы
В докладе рассматриваются фундаментальные понятия музыкознания и искусствознания, находящиеся на пограничье с философией и прежде всего философией искусства. Термины, введенные Б. В. Асафьевым и в рамках его теории образующие определенную систему — становление, процесс, статика, динамика — обретали новые смыслы вместе с появлением принципиально новых музыкальных реалий и отражающих их теоретических понятий. В отношении дихотомии «статика — динамика» сам Асафьев намечает два уровня понимания и, фактически, две разные терминосистемы. Одна из них восходит к системе Г. Вёльфлина (H. Wlfflin) с его оппозицией «замкнутая форма — открытая форма», другая, более ориентированная на практику исполнения, получила широкое применение в музыкальной науке и педагогике. Кардинальное изменение концепций музыкального времени и музыкальной формы во второй половине XX в. привело к переосмыслению таких понятий, как процесс, динамика, статика, открытая форма. В данных условиях четкое понимание значения термина возможно лишь с осознанием его принадлежности к той или иной терминосистеме в каждом конкретном случае.