Характеристика коммуникативной компетенции в области говорения: текстовая составляющая
Любовь Григорьевна Беликова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2017-03-13
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Коммуникативная компетенция, текст, структура текста, динамика усложнения, интенции.
Тезисы
При
определении уровня коммуникативной компетенции считаем необходимым выделить
основополагающие признаки текста: функционально-смысловые типы текстов, характеристики
текстов с точки зрения цельности, связности.
На
уровне В1 объем продуцируемого текста составляет не менее 25 фраз. Превалируют
высказывания репродуктивного типа, творческие высказывания по предложенным
моделям. Типы текстов: описание конкретных объектов; описание действий; повествование
о событиях повседневной жизни. Рассуждение представлено в элементарной форме: выражение
мнения, предпочтения. Связность текста на этом уровне обеспечивается
преимущественно союзами, союзными словами, которые демонстрируют временные,
причинные, условные отношения частей текста.
На
уровне В2 уровнеобразующим типом текста
является текст-рассуждение с элементами описания и повествования. Усложнение
идет по типу объекта описания. Диалог приобретает форму свободной беседы, где
происходит обмен мнениями, отстаивание мнения, приводится развернутая
аргументация и т. д. Особые требования предъявляются к связности текста,
средству актуального членения предложения и тема-рематической организации
текста.
Уровнеобразующий
тип текста на уровне С1 — монолог, построенный на взаимопроникновении всех
типов речи с преобладанием рассуждения и оценки. Порядок слов — стилеобразующее средство. Уровень
С2: тип текста — научное выступление, лекция, рецензия. Текст совмещает в себе «первичный» текст (изложение собственной позиции, задающей цельность текста) и «вторичный» текст (интерпретация других научных положений, анализ научной
литературы). Текст содержит различные способы выражения мнения, ссылки на
источники информации, критические замечания, рекомендации, предположения.