46th International Philological Research Conference

Сборник «Восемь комедий и восемь интермедий» Сервантеса как явление метатеатральности

Ольга Юрьевна Максимова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2017-03-17
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

Сервантес, «Восемь комедий и восемь интермедий», драматургия, испанский театр, метатеатральность, металитературность.

Тезисы

Сервантеса принято считать родоначальником романного жанра, при этом его достоинства как драматурга уходят на второй план. Однако в 1615 г. Сервантес издал печатный сборник «Восемь комедий и восемь интермедий», значение которого для испанского театра ничуть не меньше значения «Дон Кихота» для мировой прозы. В этом сборнике Сервантес выступает не только практиком, но и теоретиком театра, он размышлял о театре внутри самих драматических произведений, имманентно жанру. Одним из первых термин метатеатральность был введен Л. Абелем в 1963 г. в работе «Метатеатр: новый взгляд на драматическую форму». На протяжении ХХ в. термин «метатеатральность» претерпел эволюцию, расширившись и включив в себя указание на приемы, многие из которых имели своим истоком XVII в. Метадраматизм как вид острой авторской рефлексии находит подтверждение практически в каждой комедии сервантесовского сборника: герои играют роли, на дополнительной сцене внутри пьесы или без нее, переодеваются в сценические костюмы, осваивают актерские приемы, широко вводится «театр внутри театра», а жизнь вне сцены предстает последовательно театрализованной. Таким образом, весь сборник Сервантеса «Восемь комедий и восемь интермедий» представляет собой яркий пример метатеатральности.