Моделирование советских героев в медийном дискурсе — динамика изображения героев
Катарина Грчкова
Докладчик
аспирант
Университет Коменского в Братиславе
Университет Коменского в Братиславе
15-П
2017-03-16
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Советские герои, дискурс, образ героя, И. В.
Мичурин, П. Т.
Морозов, СМИ.
Тезисы
Переход власти к
большевикам после 1917 г. ознаменовал фундаментальное изменение в культурной
парадигме России. Важной частью формирования новой советской культуры было
установление нового языка, новой мифологии, новых символов и традиции. Миф о
«новом советском человеке» способствовал зарождению новых культов и появлению героев
новой эры.
Пантеон советских
героев прошел в течение семидесяти лет существования советской России путем
динамичного развития: достаточно хорошо известны примеры героев, ставших «врагами народа».
В центре внимания нашего доклада находится процесс трансформации советских героев. Для дискурсивного анализа мы выбрали И. В. Мичурина — символ советской науки — и П. Т. Морозова в качестве детского героя. На материале российских газет, начиная со СМИ 1930-х гг., мы проиллюстрируем изменения, через которые прошли данные персонажи. Используя лингвокультурологический подход, в практической части нашего доклада мы рассмотрим тексты, посвященные этим героям, выделим языковые стереотипы и чувственные ассоциации и коннотации, не выраженные непосредственно в тексте, связанные с коллективной памятью российского общества, поскольку именно экстралингвистические детерминанты в значительной мере влияют на использование средств выражения в тексте. Проанализируем и лексемы, идиомы, эпитеты, крылатые выражения, которые связываются с героем на протяжении почти ста лет, т. е. со времен появления культа данных героев. Анализ источников дает нам основание показать динамику изменений в изображении советских героев в СМИ.
В центре внимания нашего доклада находится процесс трансформации советских героев. Для дискурсивного анализа мы выбрали И. В. Мичурина — символ советской науки — и П. Т. Морозова в качестве детского героя. На материале российских газет, начиная со СМИ 1930-х гг., мы проиллюстрируем изменения, через которые прошли данные персонажи. Используя лингвокультурологический подход, в практической части нашего доклада мы рассмотрим тексты, посвященные этим героям, выделим языковые стереотипы и чувственные ассоциации и коннотации, не выраженные непосредственно в тексте, связанные с коллективной памятью российского общества, поскольку именно экстралингвистические детерминанты в значительной мере влияют на использование средств выражения в тексте. Проанализируем и лексемы, идиомы, эпитеты, крылатые выражения, которые связываются с героем на протяжении почти ста лет, т. е. со времен появления культа данных героев. Анализ источников дает нам основание показать динамику изменений в изображении советских героев в СМИ.