46th International Philological Research Conference

Стиховые эксперименты С. Вольфа

Елена Викторовна Хворостьянова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

215
2017-03-15
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Теория литературы, стиховедение, поэтика, петербургская стихотворная культура.

Тезисы

Лирика С. Е. Вольфа (1935–2005) несмотря на высокую оценку критики до сих пор не привлекала внимания литературоведов и историков русского стиха. Активный участник литературной жизни Ленинграда / Санкт-Петербурга с 1960-х гг., он по-прежнему остается полулегендарной личностью, «персонажем» довлатовской автобиографической прозы. Между тем, две книги стихов — «Маленькие боги» и «Розовощекий павлин» — демонстрируют не только исключительную оригинальность художественного мира автора, но и особые стратегии развития стиховой формы, не находящей аналогии ни в неподцензурной советской, ни в постсоветской поэзии. Достаточно отметить, что почти треть метрического репертуара Вольфа составляет бесцезурный 5-стопный ямб, звучащий, однако, по-новому благодаря использованию однородных окончаний (преимущественно мужских). Частотность коротких размеров, обилие пропусков схемных ударений в средних размерах (напр., в 3-стопном анапесте: И распахиваются сады, / И накачиваются качели, /… И наматывается шнурок, / … И расшаркивается игрок и т. п. в пределах одного текста), наконец, «метрическое переосмысление» «пастернаковских» ямба 4242 и 5-стопного анапеста, для которых избираются однородные окончания, в совокупности с нарушением правила рифменных цепей делают стих Вольфа непохожим ни на классический русский стих, ни на стих его современников. Неповторимость стиховой формы отчетливо коррелирует с системой образов и принципа сочетания определения с определяемым: они, как правило, взяты из разных «миров» (реального и вымышленного, предметно-логического и эмоционального и т. п.).