Стиховые эксперименты С. Вольфа
Елена Викторовна Хворостьянова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215
2017-03-15
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Теория литературы, стиховедение, поэтика, петербургская стихотворная культура.
Тезисы
Лирика С. Е. Вольфа
(1935–2005) несмотря на высокую оценку критики до сих пор не привлекала
внимания литературоведов и историков русского стиха. Активный участник
литературной жизни Ленинграда / Санкт-Петербурга с 1960-х гг., он по-прежнему
остается полулегендарной личностью, «персонажем» довлатовской
автобиографической прозы. Между тем, две книги стихов — «Маленькие боги» и «Розовощекий
павлин» — демонстрируют не только исключительную оригинальность художественного
мира автора, но и особые стратегии развития стиховой формы, не находящей
аналогии ни в неподцензурной советской, ни в постсоветской поэзии. Достаточно
отметить, что почти треть метрического репертуара Вольфа составляет бесцезурный
5-стопный ямб, звучащий, однако, по-новому благодаря использованию однородных
окончаний (преимущественно мужских). Частотность коротких размеров, обилие
пропусков схемных ударений в средних размерах (напр., в 3-стопном анапесте: И распахиваются сады, / И накачиваются
качели, /… И наматывается шнурок, / … И расшаркивается игрок и т. п. в
пределах одного текста), наконец, «метрическое переосмысление» «пастернаковских»
ямба 4242 и 5-стопного анапеста, для которых избираются однородные окончания, в
совокупности с нарушением правила рифменных цепей делают стих Вольфа непохожим
ни на классический русский стих, ни на стих его современников. Неповторимость
стиховой формы отчетливо коррелирует с системой образов и принципа сочетания
определения с определяемым: они, как правило, взяты из разных «миров»
(реального и вымышленного, предметно-логического и эмоционального и т. п.).