46th International Philological Research Conference

Графичность стихов Джеймса Картера как пример современной визуальной английской детской поэзии

Павел Витальевич Силаев
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет

416
2017-03-14
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Визуальная поэзия, поликодовый, невербальный, варьирование, аккумуляция, лингвокреативный.

Тезисы

С древних времен поэты иногда прибегали к помощи знаков других семиотических систем: так возник и постепенно развился визуальный вид поэзии. Балансируя на стыке литературы и изобразительного искусства, визуальная поэзия породила интересные подвиды и несколько определяющих ее (не)синонимичных терминов. Обобщив работы исследователей данного дискурса, можно утверждать, что чаше всего (кроме случаев своеобразного графического манифеста: форма = содержание) визуальная поэзия это поликодовые произведения, в которых стихотворный текст является структурной доминантой и возможно выявление традиционных стилистических средств.
Именно в современной детской визуальной поэзии ее непреложная людическая функция бесценный инструмент мотивации учащихся к изучению литературы, что можно наблюдать на примере творчества Джеймса Картера (James Carter), английского детского поэта, путешествующего по Великобритании с творческими мастер-классами. Сборники его стихов и методические пособия в настоящее время широко используются в школах многих англоговорящих странах.
В докладе представлены результаты стилистического анализа трех его наиболее известных сборников. Картер преодолевает статику привычного поэтического текста, находя удачный баланс между «малыми» визуальными средствами (шрифтовое и буквенное варьирования, узуальное использование пунктуации) и «крупными» (предание стихам формы описываемых в них образов), сохраняя при этом ритмичное, рифмованное звучание стихов.
Аккумуляция графических средств в визуальной поэзии Картера позволяет ему усиливать ее эмоциональное воздействие, создавать семиотическую вербальную и невербальную многослойность текста, актуализировать его содержательно-концептуальную информацию; что все вместе способствует развитию лингвокреативного мышления читателя.