46th International Philological Research Conference

Степень синтаксической расчлененности текста и функция заглавия современного рассказа

Svetlana Vadimovna Vyatkina
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2017-03-16
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Рассказ, структура повествования, текст, расчлененность, ментальная модель восприятия.

Тезисы

Когнитивный подход к анализу текста предполагает определение ментальной модели его восприятия, что задается заглавием и синтаксической структурой произведения. Рассказы В. Маканина, А. Иванова и А. Аркатовой отличаются разной степенью расчлененности структуры текста. «Ночь… Запятая… Ночь» Маканина характеризуется традиционной для жанра связанностью. Расчлененность структуры — в делении текста на эпизоды в соответствии с заглавием, функция которого — направить читательское восприятие при интерпретации смысла на осмысление значимости эпизодов. Текст «Телеграммы из Альконы» Иванова расчленен, сюжет обозначен пунктирно, редкие показатели связи 19 составляющих рассказ фрагментов не обеспечивают связанности текста, а сигнализируют об эмоциональном состоянии нарратора. Заглавие мотивирует синтаксическую форму нарратива и требует осмысления прагматики бессвязных фрагментов, контрастирующих с текстом телеграммы по форме и цели. «Вертикальный кольцеброс» Аркатовой — предельно дискретный текст из 76 не связанных между собой фрагментов. Отсутствие сюжета, смысловая независимость фрагментов, алогизм связи между предложениями в фрагментах отражают калейдоскопичность бытия и сознания современника. Осмыслению парадоксальной синтаксической формы служат заглавие с подзаголовком «Литературная икра»: зародыши информации не работают на приращение смысла. Результат обманутого ожидания читателя — осмысление текста как рассказа-абсурда, моделирующего сознание человека в информационном мире. Анализ показал: с нарастанием синтаксической дискретности текста связано усложнение функции заглавия, определяющего ментальную модель его восприятия: заглавие не только квинтэссенция смысла произведения, но структурообразующий элемент текста, ключ к форме и глубинному смыслу произведения (Иванов, Аркатова).