«Деконструкция тела» в литературе и кино (на материале романа Дж. Балларда «Автокатастрофа» и экранизации Д. Кроненберга)
Артем Сергеевич Егоров
Докладчик
аспирант
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
кинозал
2017-03-20
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Жан Бодрийяр, Джеймс
Баллард, Дэвид Кроненберг, деконструкция тела, метафизика телесности,
литература и кино.
Тезисы
Доклад посвящен актуализации термина «Деконструкция тела», введенного Ж. Бодрийяром (1991). На наш взгляд, данный термин рождает мощную аналитическую и описательную базу для новых феноменов культуры и искусства.
Мы предпримем попытку экстраполяции термина «Деконструкция тела» на литературу и кинематограф на примере творчества Дж. Балларда (роман «Автокатастрофа» 1973) и Д. Кроненберга (экранизация «Автокатастрофы» 1996). Наша цель — рассмотреть, насколько данный термин позволяет обозначить новые процессы в метафизике телесности, характеризующие одну из выразительных тенденций современного киноискусства.
В романе Балларда всех физиологических подробностях описывается сексуальное влечение героев к увечьям, что предельно тщательно воспроизводится в фильме Кроненберга. В аспекте «деконструкции тела» данная книга обретает смысл не только жесткой социальной сатиры, где пресыщенные благами цивилизации герои пытаются испытать новые грани удовольствия, но и показывает экзистенциальный кризис техногенного общества, в котором разрушительное влияние техники на рассудок неизбежно. Как следствие, осуществляется переход к новому образу телесности, когда сексуальное удовлетворение возможно только в экстремальных условиях. Таким образом, мы видим, как человеческое тело «деконструируется»: соперничает с природой и совершает попытку преодолеть ее законы.
Мы предпримем попытку экстраполяции термина «Деконструкция тела» на литературу и кинематограф на примере творчества Дж. Балларда (роман «Автокатастрофа» 1973) и Д. Кроненберга (экранизация «Автокатастрофы» 1996). Наша цель — рассмотреть, насколько данный термин позволяет обозначить новые процессы в метафизике телесности, характеризующие одну из выразительных тенденций современного киноискусства.
В романе Балларда всех физиологических подробностях описывается сексуальное влечение героев к увечьям, что предельно тщательно воспроизводится в фильме Кроненберга. В аспекте «деконструкции тела» данная книга обретает смысл не только жесткой социальной сатиры, где пресыщенные благами цивилизации герои пытаются испытать новые грани удовольствия, но и показывает экзистенциальный кризис техногенного общества, в котором разрушительное влияние техники на рассудок неизбежно. Как следствие, осуществляется переход к новому образу телесности, когда сексуальное удовлетворение возможно только в экстремальных условиях. Таким образом, мы видим, как человеческое тело «деконструируется»: соперничает с природой и совершает попытку преодолеть ее законы.