Стретта и сжатая имитация: к соотношению понятий в теории фуги
Алла Ирменовна Янкус
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-14
15:00 -
15:25
Ключевые слова, аннотация
Полифония, теория фуги, стретта, имитация, канон.
Тезисы
Анализ русскоязычных понятий и терминов,
касающихся разнообразной работы в фуге, требует учитывать их происхождение — итальянское
или немецкое. Немецкоязычный и итальянский варианты (enge Nachahmung/тесная имитация, die Engführung/сжатое проведение, stretto/стретта) в современной
русскоязычной теории трактуются по большей части как синонимы. Учебники и
специальные работы по теории фуги дают достаточно определенную и однозначную
трактовку термина стретта (см., например, работы Х. С. Кушнарева,
К. И. Южак,
А. П. Милки),
связывающую тематическую работу в фуге и канон. Историческая палитра понимания названных
терминов демонстрирует разные формы, касающиеся как теории имитации, так и
именно фуги.
Участие приемов имитационной и контрапунктической работы для фуги подчеркивалось как ценнейшее качество подобных сочинений еще в трактатах XVIII в. Одновременно контрапунктически интенсивная обработка темы оценивалась как признак мастерства автора и важнейшее свойство удачной темы. Материалы теоретических трудов по фуге обнаруживают как традиционное для настоящего времени использование итальянского понятия стретта, которое выступает именно как работа с темой фуги, так и специфически нефуговое, подчеркивающее близкое вступление голосов в каноне. Во многих случаях и немецкоязычная тесная имитация (сжатое проведение) касается как способа организации вступления темы в разных голосах, так и работы в интермедиях.
Важной стадией формирования смысла данных понятий в русскоязычных материалах по теории полифонии и ýже — по теории фуги — явилась именно трактовка их переводов в конце XIX — начале XX вв., особенно в работах таких авторов, как Э. Праут (Prout), Л. Бусслер (Bussler), Э. Ф. Рихтер (Richter).
Участие приемов имитационной и контрапунктической работы для фуги подчеркивалось как ценнейшее качество подобных сочинений еще в трактатах XVIII в. Одновременно контрапунктически интенсивная обработка темы оценивалась как признак мастерства автора и важнейшее свойство удачной темы. Материалы теоретических трудов по фуге обнаруживают как традиционное для настоящего времени использование итальянского понятия стретта, которое выступает именно как работа с темой фуги, так и специфически нефуговое, подчеркивающее близкое вступление голосов в каноне. Во многих случаях и немецкоязычная тесная имитация (сжатое проведение) касается как способа организации вступления темы в разных голосах, так и работы в интермедиях.
Важной стадией формирования смысла данных понятий в русскоязычных материалах по теории полифонии и ýже — по теории фуги — явилась именно трактовка их переводов в конце XIX — начале XX вв., особенно в работах таких авторов, как Э. Праут (Prout), Л. Бусслер (Bussler), Э. Ф. Рихтер (Richter).