Роман Сейса Нотебоома «Ритуалы» — опыт визуального романа
Евгения Александровна Степаненко
Докладчик
доцент
Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации
Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации
190
2017-03-14
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Нидерландская литература ХХ в., постмодернизм, визуальный роман, визуальность, детализация, нидерландская живопись, нидерландская культура.
Тезисы
Роман Сейса Нотебоома «Ритуалы» (1980) — своего рода пограничье между постмодернистким письмом и возвратом к реалистической романной традиции в Нидерландах. Постмодернистские черты — нарушение хронологии повествования, мифологичность и интертекстуальность как элементы игры с читателем, сочетаются с классическим мотивом — смена исторических эпох и ценностей, данная в образе главного героя и его окружения. Традиционный сюжет Нотебоом делает специфически голландским, превращая текст в «визуальный роман». Литературное произведение представляет серию живописных полотен и, одновременно, превращается в театральную постановку или кинофильм. Нотебоом изменяет функцию читателя и выдвигает новые требования к нему — идеальный читатель «Ритуалов» должен не только читать текст, он обязан видеть его и даже присутствовать в нем.
«Зримости» текста способствует прием детализации, характерный для голландской живописи, но в ХХ в. перенесенный и в художественную литературу. Описания в романе Нотебоома подробны, при этом четко структурированы и ритмизованы: «ударные» предметы, будь то паронг, серебряное блюдо с ветчиной в первой части или японская чашка во второй, сообщают нечто важное о героях романа, последние даны не сами по себе, а в связке с принадлежащими им предметами или теми, которые они очень хотят приобрести.
Визуальным в романе «Ритуалы» является и сам сюжет, который легко раскладывается на ряд относительно самостоятельных текстов, выстроенных вокруг предметов — часов, семейных реликвий и антиквариата, и объединенных фигурой главного героя.
Понятие «визуального романа» перекликается с «экфрастическим романом», однако описания в «Ритуалах» шире экфрасиса. Предметы искусства в романе — самодовлеющие образы, действующие наравне, а иногда и превосходящие по значимости людей.
«Зримости» текста способствует прием детализации, характерный для голландской живописи, но в ХХ в. перенесенный и в художественную литературу. Описания в романе Нотебоома подробны, при этом четко структурированы и ритмизованы: «ударные» предметы, будь то паронг, серебряное блюдо с ветчиной в первой части или японская чашка во второй, сообщают нечто важное о героях романа, последние даны не сами по себе, а в связке с принадлежащими им предметами или теми, которые они очень хотят приобрести.
Визуальным в романе «Ритуалы» является и сам сюжет, который легко раскладывается на ряд относительно самостоятельных текстов, выстроенных вокруг предметов — часов, семейных реликвий и антиквариата, и объединенных фигурой главного героя.
Понятие «визуального романа» перекликается с «экфрастическим романом», однако описания в «Ритуалах» шире экфрасиса. Предметы искусства в романе — самодовлеющие образы, действующие наравне, а иногда и превосходящие по значимости людей.