46th International Philological Research Conference

Типы речевых масок в английской фатической коммуникации

Вера Николаевна Кондрашова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2017-03-17
10:20 - 10:40

Ключевые слова, аннотация

Фатическая коммуникация, коммуникативная стратегия, речевая маска, языковая личность, межличностная дистанция.

Тезисы

Фатическая коммуникация является важной составляющей английского речевого общения, позволяющей языковой личности раскрыть себя в творческом ракурсе. Одним из  проявлений лингвистической креативности является речевая маска. Вслед за М. В. Шпильман, под ней понимается коммуникативная стратегия, в основе которой лежит временная эксплуатация чужого языкового образа для достижения определенных коммуникативных целей [Шпильман, 2012]. Рассматриваемые в докладе маски осознаются адресатом и не вводят его в заблуждение. Как правило, они возникают спонтанно и используются кратковременно. Если фатическое общение протекает в унисон, то часто в ответной реплике  тоже используется речевая маска.
В ходе исследования были выделены три типа масок: профессиональные, социокультурные и этнокультурные. Наиболее значимыми при их создании являются лексические и фонетические языковые средства. Фонетические средства позволяют создавать обобщенные образы представителей разных классов и иностранцев. Лексические средства включают профессиональную терминологию, статусные или профессиональные обращения. Грамматические средства используются реже, среди них  можно отметить употребление глаголов в третьем лице вместо второго лица при обращении к адресату, неверное употребление глагольных форм. Речевые маски  регулируют межличностную дистанцию, способствуя сближению при установлении контакта, а также дистанцированию, позволяя поддерживать доброжелательные отношения при оказании коммуникативного давления, в частности, при выражении побуждения.
Литература:
Шпильман М. В. Об особенностях использования языковой личностью разных типов речевых масок // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива, 2012. Вып. 3. C. 78–82.