46th International Philological Research Conference

Гибридный персонаж и кинематографическая метафикциональность

Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь

1000
2017-03-21
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Кинонарратив, метафикциональность, теория вымысла, гибридность, эстетика кино, Лисандро Алонсо, Кристоффер Боэ.

Тезисы

На всем протяжении развития кинематографа граница вымышленного и фактического остается источником экспериментов и очагом повышенного смыслообразования. Изучение «фикциональных указателей» формирует теорию вымысла, в которой начиная с 90-х гг. развивается направление, занятое поиском границ метавымысла в нарративах различной медиальной и жанровой природы. Одним из наименее изученных остается вопрос создания метафикциональности кинематографическими средствами. Метафикциональность не сводится к созданию метакино («Американская ночь» Ф. Трюффо). Если fiction всегда связан с процессом создания мира (Lavocat, 2016), то метафикциональность возникает при конструировании вторичного мира истории через игру с нарративной структурой фильма. Переход вымысла в метавымысел маркируется не только нарративной многоуровневостью, но и неустойчивой позицией участников мира истории, наделяющихся гибридными характеристиками. Гибридный персонаж существует одновременно в нескольких диегезисах и выполняет функцию проводника между ними: так, в «Хаухе» Л. Алонсо героиня существует одновременно и в стране благоденствия XIX в., и в современной Дании. Качественные трансформации, которые при этом претерпевает персонаж, влияют на всю сетку отношений между участниками мира истории. Особую роль в создании метафикциональности выполняют кинематографические средства: от тревеллинга и движения камеры до внутрикадрового монтажа. Разрушение онтологической целостности мира истории и гибридизация персонажа трансформируют событийную логику фильма, в которой статус единственно подлинного события обретает конструирование вымысла. В докладе будут рассмотрены теоретические аспекты кинематографической метафикциональности и изучены стратегии создания гибридного персонажа на примере фильмов Л. Алонсо и К. Боэ.