Музыка в романах Л.-Ф. Селина, Ж. Батая и Ж.-П. Сартра 1930-х гг.: тема, стиль, бытие
Елена Дмитриевна Гальцова
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
212
2017-03-18
13:20 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Кросскультурная коммуникация, французская литература и Россия, 1930-е гг.
Тезисы
Доклад посвящен междисциплинарной проблематике в связи с анализом французского романа 1930-х гг. — пред-экзистенциалистского или экзистенциалистского толка. В центре — роман Л.-Ф. Селина «Смерть в кредит», с его «petite musique» (букв. «маленькой музыкой»). Отсылки к музыкальным произведениям не только отражают музыкальные вкусы Селина, но и являются основой построения текста — ритма и виртуозности в использовании словесной материи. Вопрос об онтологической природе музыки у Селина мы попытаемся решить в сопоставлении с музыкальными ассоциациями в «Небесной сини» Ж. Батая и «Тошноте» Ж.-П. Сартра, где музыка воспринимается как выражение бытия: предлагается гипотеза о глубинном родстве в понимании музыки со стороны трех авторов. С другой стороны, мы обращаем внимание и на специфическую транспозицию конкретных музыкальных топосов на уровень стилистики упомянутых романов Сартра и Батая. Предполагается также рассмотрение музыки в контексте социальных представлений трех авторов, в том числе и их отношения к «левой» мысли (в том числе и связанной с Россией, социалистической, коммунистической, анархической и т. д.). В заключение предполагается сделать вывод о возможности трактовки музыкальных тем и стилистической ориентации на «музыку» в «Смерти в кредит» как поиска особой альтернативы безнадежному миру, воплощенного в романе Селина.