Креативность и ее организующая роль в формировании авторского начала в тексте
Ирина Михайловна Вознесенская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2017-03-21
14:10 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
РКИ, языковая креативность, речевые жанры, авторское начало, дневник.
Тезисы
В современной лингвистике актуален интерес к проблемам проявления личности в языке, в речевых произведениях, принадлежащих разным жанрам и стилям. Традиционно авторская индивидуальность, личностное начало связывались с исследованием текстов художественной литературы, изучением индивидуального стиля писателя, а также анализировались в тех жанрах журналистики, где в наибольшей степени выражен публицистический характер речи, формируемый ярко представленной позицией и личной точкой зрения автора.
Однако в последнее время расширяется репертуар текстов и жанров, которые рассматриваются в аспекте проявления в них авторского начала [например, Потсар, 2007]. Объектом внимания лингвистов в таком аспекте становятся жанр информационной заметки, разного рода медиатексты массовой культуры, реклама и многие другие.
Проявление авторского начала соотносится специалистами с понятием креативности. Н. А. Купина в качестве объекта креативной стилистики рассматривает «произведения речи в ее функциональных и жанровых разновидностях, хотя бы частично отмеченные авторской индивидуальностью» [Купина, 2016, с. 132].
В докладе понятие креативности используется применительно к проявлению авторского начала в текстах традиционного и сетевого дневников, при этом речевая индивидуальность пишущего выявляется на фоне нормы жанра. Обозначенная проблема значима при обучении РКИ (для формирования умений восприятия и порождения речи).
Литература
Купина Н. А. Креативная стилистика и креативные речевые технологии // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. Вып. 7. М., 2016. С. 131–142.
Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в СМИ: Стилистический аспект / под. ред. В. И. Конькова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
Однако в последнее время расширяется репертуар текстов и жанров, которые рассматриваются в аспекте проявления в них авторского начала [например, Потсар, 2007]. Объектом внимания лингвистов в таком аспекте становятся жанр информационной заметки, разного рода медиатексты массовой культуры, реклама и многие другие.
Проявление авторского начала соотносится специалистами с понятием креативности. Н. А. Купина в качестве объекта креативной стилистики рассматривает «произведения речи в ее функциональных и жанровых разновидностях, хотя бы частично отмеченные авторской индивидуальностью» [Купина, 2016, с. 132].
В докладе понятие креативности используется применительно к проявлению авторского начала в текстах традиционного и сетевого дневников, при этом речевая индивидуальность пишущего выявляется на фоне нормы жанра. Обозначенная проблема значима при обучении РКИ (для формирования умений восприятия и порождения речи).
Литература
Купина Н. А. Креативная стилистика и креативные речевые технологии // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. Вып. 7. М., 2016. С. 131–142.
Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в СМИ: Стилистический аспект / под. ред. В. И. Конькова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.