46th International Philological Research Conference

Драматургические и режиссерские трактовки текстов пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» в научно-библиографическом кабинете ЦНБ СТД

Людмила Юрьевна Сидоренко
Докладчик
директор
Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ Москва

25
2017-03-17
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Режиссерские трактовки, спектакли, драматургия, театр, библиотека.

Тезисы

Главная сложность, связанная с изучением театрального искусства, состоит в том, что спектакль не оставляет за собой следов. Но в зыбкости отражается сама история. Нам достаточно проследить это на примере одного из самых репертуарных драматургов мира — А. П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад», пророческая и загадочная, в творчестве различных режиссеров интерпретируется совершенно по-иному. Эти трактовки порою отличаются настолько, что невозможно сказать, а есть ли в этой истории какое-то единое неделимое зерно. Первая постановка «Вишневого сада» — знаменитый спектакль МХТ — на долгое время стала неким эталоном. В спектакле отразилась все сложность и двусмысленность нового века. Ко второй половине века от этой прозрачности не остается и следа. В пессимистичном ключе трактует «Вишневый сад» Анатолий Васильевич Эфрос. Содержание «Вишневого сада» — это и есть квинтэссенция историй восприятия пьесы. История постановок «Вишневого сада» на Западе помогает многое узнать и о самой пьесе, и об открытом в ней неожиданном смысле. Феноменальная популярность этой пьесы в Великобритании говорит о том, что англичане увидели в А. П. Чехове самих себя. «Вишневый сад» попадает в национальную мифологему, болевую точку английской культуры: представление о рае как о старин ном викторианском поместье. Именно в этом ключе интерпретировал пьесу режиссер Тайрон Гатри (Gatrie). Уникальное предназначение Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей (ЦНБ СТД РФ) состоит в том, чтобы собирать воедино, бережно хранить и передавать следующим поколениям эти бесчисленные интерпретации. Создавать, тем самым, «историю смыслов». Театр оживает в архивах, описях, картотеках, где год от года, век от века, можно прослеживать историю постановок великих пьес.