46th International Philological Research Conference

Просодия стихов Николая Гумилёва

Людмила Владимировна Савинич
Докладчик
научный сотрудник
Институт проблем передачи информации РАН

157
2017-03-15
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Просодия стиха, ритм, интонация, паузация, мелодика стиха.

Тезисы

Просодией в лингвистике называется совокупность характеристик звучащей речи.
Авторскому чтению стихов поэта была присуща напевность. Сын И. Анненского вспоминал о Н. Гумилеве: «Читал он стихи глухим, напряженным распевом».
Предваряя анализ, отметим, что в стихосложении параллельно с размером стиха — метром (чередованием ударных и неударных слогов) — как бы накладывается, по определению М. Л. Гаспарова, «вторичный ритм» (чередование часто ударных и редко ударных стоп).
Чтению Гумилева присуще изменение ритма внутри стиха и пословные выделительные акценты. Напр., в стихотворении «Канцоны» (песня о рыцарской любви) страстное воодушевление передаётся повышением основного тона, усилением интенсивности звучания и увеличением длительности ударных слогов акцентоносителей. Осциллограмма фиксирует модуляции тона в пределах ударного слога, что создает экспрессивность звучания.
Анализ мелодики основан на концепции мелодики русского лирического стиха Б. М. Эйхенбаума. В стихотворении «Китайская девушка», написанного двухстопным анапестом, схема вторичного ритма фиксирует два ритмических акцента на первой и второй стопах (ххХххХ(х)). Первый акцент сопровождается восходящим тоном. Завершающая стопа звучит с акцентом нисходящего тона. Аналогичный интонационный рисунок, подобно напеву, сохраняется практически в каждой строке стихотворения. В других стихах типы мелодики меняются и зависят от типов акцентов.
В стихотворении обращает на себя внимание нарочитое выделение поэтом паузы — после ударного слога перед безударным слогом в конце строки (клаузулой), который не входит в размер  стопы. Авторское введение паузы усиливает ритм стиха:
Голубая бесед—ка
Посредине реки,
Как плетеная клет—ка,
Где живут мотыльки.
В завершение дается анализ фразовой акцентуации.