О некоторых «дорожных» терминах в топонимии Карелии
Екатерина Владимировна Захарова
Докладчик
научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
199
2017-03-14
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Уралистика, прибалтийско-финские языки, топонимия Карелии, этноязыковые контакты, древние дороги.
Тезисы
Дороги как часть коммуникационной системы всегда играли исключительно важную роль в жизни человека, поэтому указания на них закрепились в названиях географических объектов. В силу важности дорог информация о них получала широкое распространение, что способствовало устойчивости топонимов, привязанных к местам прохождения дорог, передаче их из поколения к поколению и от народа к народу.
Территория Карелии издавна была регионом активных передвижений различных этноязыковых групп, при этом вплоть до относительно недавнего времени основными и единственно возможными дорогами большой протяженности в условиях таежного севера были водные пути, соединенные системой волоков.
Названия географических объектов с путевой семантикой представляют собой достаточно обширную группу: топонимы, которые содержат термины, обозначающие дорогу и ее разновидности (дорога, тропа, зимник), отдельные участки дороги (перекресток, пристань, волок), указания на средства передвижения вдоль дорог (лодка, сани); названия с заключенной в них семантикой пространственных отношений, которые характеризуют положение объекта в полюсной системе координат (Летний, Осенний, Зимний и др.), относительно других объектов на маршруте (Ближний / Дальний, Первый, Средний и др.), внутри водной системы (Верхний, Нижний и т. д.).
В докладе рассматривается ряд зафиксированных в топонимии Карелии терминов доприбалтийско-финского, прибалтийско-финского и русского происхождения с дорожной семантикой; анализируется, как понятие «путь», «дорога» проявляется в топонимии Карелии: в названиях каких географических объектов заключена информация о дорогах, какие топоосновы являются основными маркерами «дорожной» топонимии, и какое этноисторическое содержание они в себе несут.
Территория Карелии издавна была регионом активных передвижений различных этноязыковых групп, при этом вплоть до относительно недавнего времени основными и единственно возможными дорогами большой протяженности в условиях таежного севера были водные пути, соединенные системой волоков.
Названия географических объектов с путевой семантикой представляют собой достаточно обширную группу: топонимы, которые содержат термины, обозначающие дорогу и ее разновидности (дорога, тропа, зимник), отдельные участки дороги (перекресток, пристань, волок), указания на средства передвижения вдоль дорог (лодка, сани); названия с заключенной в них семантикой пространственных отношений, которые характеризуют положение объекта в полюсной системе координат (Летний, Осенний, Зимний и др.), относительно других объектов на маршруте (Ближний / Дальний, Первый, Средний и др.), внутри водной системы (Верхний, Нижний и т. д.).
В докладе рассматривается ряд зафиксированных в топонимии Карелии терминов доприбалтийско-финского, прибалтийско-финского и русского происхождения с дорожной семантикой; анализируется, как понятие «путь», «дорога» проявляется в топонимии Карелии: в названиях каких географических объектов заключена информация о дорогах, какие топоосновы являются основными маркерами «дорожной» топонимии, и какое этноисторическое содержание они в себе несут.