Чешский славист Франк Вольман и русская драматургия
Анна Зеленкова
Докладчик
доцент
Boston College
Boston College
211
2017-03-20
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Франк Вольман,
чешская славистика, русская драматургия, структуралистская концепция
драматического текста, литературная драма.
Тезисы
Франк Вольман (1888–1969) относится к наиболее значительным чешским компаративистам XX в. в европейском контексте. Будучи членом Пражского лингвистического кружка вместе с Р. Якобсоном был сторонником структурной эстетики. В своем синтезе Словесность славян (1928) и театровеческих монографиях, посвященных югославской драматургии, разработал морфологическое изучение литературных жанров вроде сравнительного исследования славянской литературы. Забытой, однако, осталась драматургия Вольмана, которой занимался в основном в межвоенном периоде, из которой многие пьесы остались в рукописи и были обнаружены лишь недавно (Фридлянд) и имели характер экзистенциальных и исторических фресок. Вольман свои трагедии обычно задумывал как литературные драмы, которые были, между прочим, основаны на русской реалистической традиции и славянской балладe (Пушкин). Он предпочитал особенно классическую драму рубежа XIX и XX вв. с натуралистическо-социальными и лирико-психологическими элементами (Толстой, Чехов, Горький и др.), которая антиципирует модернизм и поэтику экспрессионизма. Драматические тексты Вольмана характеризует жанровая гибридизация противоречивых импульсов как симбиоз славянской драматургии и западноевропейского развития, однако, акцент делается на этических вопросах. В его склонности к русской традиции сыграли важную роль визит в СССР в 1937 г. и познание практической постановки пьес Московского театра (MХAT). Драматические тексты Вольмана из-за своих сценических требований ярче не проникли на сцену, но, к примеру, вновь обнаруженная пьеса Фридлянд о чешском полководце Альбрехте из Валленштейна заслуживает внимания, поскольку она представляет собой подлинную попытку возобновить исторические хроники, которая соединяет научный дискурс с искусством.