Языковые средства создания лирического и иронического в трилогии Ф. Сологуба «Творимая легенда»
Екатерина Васильевна Киреева
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2017-03-15
13:50 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
Коммуникативная
грамматика, средства лиризации, средства создания иронии.
Тезисы
Лирика и Ирония — два организующих
начала в «Творимой легенде» Ф. Сологуба. В докладе будет рассмотрено проявление
этих начал в языковом облике трилогии.
Средства лиризации:
1. Темпоральная проблематизация (временная неопределенность, одновременная конкретность и обобщенность времени — относительное указание на время, лексика с семантикой повтора, лексический повтор, имперфективы, предикаты настоящего времени в узуально-характеризующей функции как способы создания вневременности повествования, сближения его с жанром «легенды», заявленным в названии).
2. Неопределенность локуса (совмещение конкретного и символического планов с помощью полисемичности глаголов и символики пространства для создания двоемирия).
3. Господство модуса и модусная проблематизация (интерпретационный модус, психологический параллелизм: пейзаж как выражение внутреннего состояния героев; перцептивная лексика, активность визуального канала восприятия, цветовая лексика как проявление взгляда на мир героини-художницы; игра модусами как прием создания двоемирия, совмещения обыденного и чудесного).
4. Регистровая неоднородность (балансирование между информативным и генеритивным регистром как способ придания возвышенности повествованию; балансирование между репродуктивным и информативным регистрами).
5. Внимание к «вертикальным» связям в тексте.
Средства создания иронии:
1. Использование слова в смысле, противоположном подразумеваемому.
2. Скрытая цитация.
3. Оксюморонность.
Лирика и Ирония в «Творимой легенде» контрастируют друг с другом и существуют нераздельно. Выбор и сочетание языковых средств нацелены на реализацию этих начал и помогают создать эффект двоемирия.
Средства лиризации:
1. Темпоральная проблематизация (временная неопределенность, одновременная конкретность и обобщенность времени — относительное указание на время, лексика с семантикой повтора, лексический повтор, имперфективы, предикаты настоящего времени в узуально-характеризующей функции как способы создания вневременности повествования, сближения его с жанром «легенды», заявленным в названии).
2. Неопределенность локуса (совмещение конкретного и символического планов с помощью полисемичности глаголов и символики пространства для создания двоемирия).
3. Господство модуса и модусная проблематизация (интерпретационный модус, психологический параллелизм: пейзаж как выражение внутреннего состояния героев; перцептивная лексика, активность визуального канала восприятия, цветовая лексика как проявление взгляда на мир героини-художницы; игра модусами как прием создания двоемирия, совмещения обыденного и чудесного).
4. Регистровая неоднородность (балансирование между информативным и генеритивным регистром как способ придания возвышенности повествованию; балансирование между репродуктивным и информативным регистрами).
5. Внимание к «вертикальным» связям в тексте.
Средства создания иронии:
1. Использование слова в смысле, противоположном подразумеваемому.
2. Скрытая цитация.
3. Оксюморонность.
Лирика и Ирония в «Творимой легенде» контрастируют друг с другом и существуют нераздельно. Выбор и сочетание языковых средств нацелены на реализацию этих начал и помогают создать эффект двоемирия.