Способы имитации документального дискурса в пьесах О. Мухиной «Таня-Таня» и К. Драгунской «Истребление»
Яков Сергеевич Жарский
Докладчик
ООО "Ваш репетитор"
25
2017-03-17
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Драма, Театр.doc, Ксения Драгунская, Ольга Мухина, документальность, псевдодокументальность.
Тезисы
В работе анализируется поэтика паратекста пьес О. Мухиной «Таня-Таня» и К. Драгунской «Истребление». Особенностью паратекста пьесы «Таня-Таня» является использование необычных элементов: изображений, рукописных ремарок и пр. Большая доля визуальной составляющей с подписями от руки, часто напрямую не соотносящимися с сюжетом пьесы, позволяет провести аналогию со скетчбуком (блокнотом с набросками и заметками). Выбирая подобный жанр, автор предоставляет читателю не столько саму пьесу, сколько материал для нее. Элементы скетчбука служат средством интеграции произведения в реальность. Следовательно, мы можем говорить о документализации паратекста данной пьесы, поскольку использование, напр., фотографий в качестве портретов героев неизбежно связывает ее с реальностью. Документ в этой пьесе обыгрывается, что указывает на относительность того, что он способен подтверждать. Здесь он делает реальными никогда не существовавших людей. Соответственно, документ может удостоверять все, что угодно. Т. е., ничего.«Истребление» формально выполняет требования к документальной пьесе — использование вербатима, «сырость» материала, выбор злободневной темы. Для паратекста характерно наличие «черновых» записей, содержащих рекомендации для постановки и отвлеченные рассуждения. Основная проблема пьесы «Истребление» в том, что каждое действие и реакция на него заранее спланированы и подробно расписаны в ремарках, т. е., даже рецепция материала зрителем должна происходить в заданных автором рамках.
Т. о., «Таня» — это своеобразная рефлексия на тему документа, тогда как «Истребление» — это подделка под документ, инсценировка реальной жизни, только расширяющая поле симуляции, хотя изначально жанровая принадлежность декларируется обратно: «Истребление» — это вербатим, а «Таня» — «пьеса с картинками».
Т. о., «Таня» — это своеобразная рефлексия на тему документа, тогда как «Истребление» — это подделка под документ, инсценировка реальной жизни, только расширяющая поле симуляции, хотя изначально жанровая принадлежность декларируется обратно: «Истребление» — это вербатим, а «Таня» — «пьеса с картинками».