Парадигма исторического романа в Англии и Франции XIX–XXI вв.
Ольга Бейнарович
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-14
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Зарубежная литература, исторический роман, сравнительное литературоведение, Великобритания, Франция, XIX–XXI вв.
Тезисы
Исторический роман формируется как жанр в 20-е гг. XIX в. Его отличие от произведений, повествующих о более или менее отдаленном прошлом, в передаче специфики, своеобразия той или иной эпохи, ее неповторимого облика и колорита.
Первым произведением, полностью отвечающим этим требованиям, был вышедший в 1814 г. роман В. Скотта (Scott) «Уэверли» («Waverley»). В этом и других его произведениях был наиболее последовательно реализован принцип историзма, поэтому их автор и считается создателем исторического романа. Основной задачей Скотт считает воспроизведение нравов, а не событий и фактов.
Как и Скотт, А. Дюма (Dumas) видел основную задачу в том, чтобы воссоздать дух эпохи. В воссоздании исторической правды Дюма следует основным принципам эстетики исторического романа вальтерскоттовской традиции. Писателю удается создать поистине достоверную картину жизни, быта и нравов описываемой им эпохи.
Традиция исторического романа продолжается и в XX в. Во Франции в частности, в творчестве М. Дрюона (Druon). Принадлежность обоих писателей к единой традиции проявляется как в методе работы, так и в выборе исторических событий и легенд, которые они кладут в основу своих произведений. При сопоставлении их произведений хорошо заметны сходство и различие, определяемые и традицией, и ее воплощением на иной стадии историко-литературного процесса, и творческой индивидуальностью каждого автора.
В Великобритании продолжателем традиции и эстетики исторического романа стал К. Фоллет (Follett).
Первым произведением, полностью отвечающим этим требованиям, был вышедший в 1814 г. роман В. Скотта (Scott) «Уэверли» («Waverley»). В этом и других его произведениях был наиболее последовательно реализован принцип историзма, поэтому их автор и считается создателем исторического романа. Основной задачей Скотт считает воспроизведение нравов, а не событий и фактов.
Как и Скотт, А. Дюма (Dumas) видел основную задачу в том, чтобы воссоздать дух эпохи. В воссоздании исторической правды Дюма следует основным принципам эстетики исторического романа вальтерскоттовской традиции. Писателю удается создать поистине достоверную картину жизни, быта и нравов описываемой им эпохи.
Традиция исторического романа продолжается и в XX в. Во Франции в частности, в творчестве М. Дрюона (Druon). Принадлежность обоих писателей к единой традиции проявляется как в методе работы, так и в выборе исторических событий и легенд, которые они кладут в основу своих произведений. При сопоставлении их произведений хорошо заметны сходство и различие, определяемые и традицией, и ее воплощением на иной стадии историко-литературного процесса, и творческой индивидуальностью каждого автора.
В Великобритании продолжателем традиции и эстетики исторического романа стал К. Фоллет (Follett).