Критика языка в 20–30-е гг. ХХ в. Почему мы не говорим на «советском языке»?
Ирина Владимировна Знаешева
Докладчик
независимый исследователь
215
2017-03-17
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Критика языка, культура языка, речевая культура, нормативность,
кодификация.
Тезисы
М. А. Рыбникова
(1885–1942) в учебнике «Введение в
стилистику» писала о том, что складывается уникальное явление — советский язык.
Что он представлял собой? Почему в школах продолжали изучать язык русский, а не
советский, почему мы не говорим и не пишем на советском языке? Почему тексты,
подобные приведенному ниже, мы воспринимаем как «плохие»?
«Тогда товарищ Анисимов, видя такое буквальное положение,
предлагает войти мне с ним в соглашение по бабьему делу. Я, то есть Кузьмина,
как я уже 10 лет вдовой, отказалась». (Из письма М. Т. Кузьминой в редакцию
газеты «Московская деревня», 1930 г.)
Критика языка, языковая рефлексия, в
значительной мере относится к компетенции философии языка, но не исчерпывается
ею. Критика языка может быть необыкновенно разнообразной: от раздражения по
поводу отдельных фактов — будь то злоупотребление сленгом в школьной среде или
ошибки в употреблении грамматических форм — до недовольства современным
состоянием языка и неудовлетворения языком вообще как средством коммуникации.
Субъектом критики языка может выступать общественность или отдельные ее
представители, лингвисты и государственная власть. Она может принимать формы
писем в газету (обращений на радио), публичных выступлений, издания справочных
серий с красноречивым названием-призывом «Давайте говорить правильно!», воплощаться
в виде политических акций или, в крайнем проявлении, в создании нового,
лишенного недостатков языка.
Из всего многообразия проявлений языковой рефлексии
выделим два направления критики языка: критика языка (под языком в данном
случае понимается соссюровский language)
«как инструмента человеческого общения и мышления» и «критика состояния языка в
определенный период времени». Языковая политика в большей мере связана со
вторым из этих направлений.