Лингводидактические основы интенсивного курса чешского языка: опыт, проблемы, достижения, перспективы
Валентина Владимировна Белоусова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
416
2017-03-14
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Чешский язык, лингводидактика, интенсивный курс, метод активизации.
Тезисы
Программа интенсивного курса чешского языка создана в рамках совместного проекта МГУ и JOP UK. За 14 недель московского семестра чешский язык изучается с «нуля» до уровня В1, следующий семестр в Праге заканчивается сертификационным экзаменом В2. Интенсивный курс — это не только сжатые сроки и увеличенное количество часов, но и дополнительная активизация внутренних резервов студентов.
Необходимость унификации обучения в Москве и Праге обусловила выбор УМК и методики преподавания. При этом потребовалась разработка нового алгоритма введения материала, позволяющего решить основные задачи курса, компенсируя отсутствие чешской языковой среды. Психологической основой работы с группой стало поддержание высокой мотивировки и создание комфортной среды.
Смещение акцентов с системно-структурных характеристик языковых единиц на их функционирование и речевое использование дает возможность не только показать структурно-функциональную организацию грамматической системы чешского языка, но и научить правильной языковой реакции. «Обучение в процессе общения» позволяет сформировать навыки связного высказывания, «устное опережение» и поэтапно-концентрическая организация занятий помогают в работе с разными типами текстов, а знакомство с важными культурными, историческими и политическими реалиями становится основой «страноведческой осведомленности», способствующей развитию социокультурной восприимчивости и коммуникативной гибкости у студентов.
Особый интерес представляет интерпретация результатов тестирования с точки зрения проявления первичной и вторичной интерференции. Опыт интенсивного курса («быстрый старт») был успешно перенесен в условия курса практического чешского языка (языка специальности) для студентов исторического факультета и факультета журналистики.
Необходимость унификации обучения в Москве и Праге обусловила выбор УМК и методики преподавания. При этом потребовалась разработка нового алгоритма введения материала, позволяющего решить основные задачи курса, компенсируя отсутствие чешской языковой среды. Психологической основой работы с группой стало поддержание высокой мотивировки и создание комфортной среды.
Смещение акцентов с системно-структурных характеристик языковых единиц на их функционирование и речевое использование дает возможность не только показать структурно-функциональную организацию грамматической системы чешского языка, но и научить правильной языковой реакции. «Обучение в процессе общения» позволяет сформировать навыки связного высказывания, «устное опережение» и поэтапно-концентрическая организация занятий помогают в работе с разными типами текстов, а знакомство с важными культурными, историческими и политическими реалиями становится основой «страноведческой осведомленности», способствующей развитию социокультурной восприимчивости и коммуникативной гибкости у студентов.
Особый интерес представляет интерпретация результатов тестирования с точки зрения проявления первичной и вторичной интерференции. Опыт интенсивного курса («быстрый старт») был успешно перенесен в условия курса практического чешского языка (языка специальности) для студентов исторического факультета и факультета журналистики.